Развиваем самостоятельность ребенка. Чек-лист для родителей.

1064

Во время разговоров о детской самостоятельности родители чаще всего говорят о бытовых моментах: “А вот мой сам портфель собирает! А мой сам в садик одевается, да еще и одежду выбирает сам! А моя так вообще посуду мыть готова, сразу как из садика приходит!”. Говоря о самостоятельности мы имеем в виду, что ребенок может о себе позаботиться сам, минимум какое-то время. Каждый родитель понимает, как важно воспитывать самостоятельность. Но остаются вопросы: с какого возраста и с чего начинать. Давайте обо всем по порядку. 

 

Что дает самостоятельность?

Представьте на секунду, что на работе вам не дают сложные и новые задачи: вы делаете одно и то же изо дня в день. Что вы почувствуете со временем? Вам не доверяют ответственные дела, новые задачи и ничего не требуют... Вы будете чувствовать себя профессионалом, уверенной в себе личностью? Нет. В детской голове прокладываются примерно такие же маршруты... 
Самостоятельность дает ребенку:
1.    Уверенность в себе. Самостоятельный ребенок уверен в себе больше, чем не самостоятельный. Ему проще принимать решения, отвечать за себя, общаться с другими людьми. 
2.    Уменьшает страх перед ошибками. Самостоятельные дети проще принимают ошибки и учатся на них. 
3.   Чем больше делаешь, тем больше хочется. Самостоятельные дети развиваются быстрее сверстников: завязывая шнурки, мы задействуем мелкую моторику и нейронные связи; моем посуду — прорабатываем крупную моторику и координацию движений и т.д. Развитие происходит всегда и везде, оно не останавливается ни на минуту, даже в быту.

Развиваем самостоятельность по возрасту

Итак, мы определились, что самостоятельность полезна не только в быту (приятно же, когда ребенок может сам за собой игрушки убрать, а не отрывает маму своим пронзительным “Ну ма-а-а-ам”), но и в плане развития. Теперь давайте обратим внимание на возраст ребенка и создадим некую “платформу детской самостоятельности” от которой и будем отталкиваться.

1-2 года.
Обычно родители становятся озабоченными детской самостоятельностью к детскому саду или первому классу. Поэтому делаем ремарку: основы личности формируются к 3 годам, поэтому, если в 1,5 года ребенок сам пытается натянуть на себя носочек — не мешайте ему, а хвалите. В этот миг мы и закладываем фундамент самостоятельной жизни. 
В этом возрасте нет четких критериев, но есть правило: не мешать ребенку проявлять самостоятельность, даже если она заключается в копировании ваших действий. 

2-3 года.
К 2 годам самостоятельность ребенка проявляется как целеполагание: малыш ставит цель и идет к ней. На этом этапе ребенку нужна поддержка, как раз она помогает сформировать самостоятельность. Итак, в чем проявляется самостоятельность в 2-3 года: 
1.    Ребенок одевается самостоятельно. 
2.    Ест, пьет, убирает за собой посуду в раковину. 
3.    Без напоминаний умывается, моет руки и вытирается.
Советы психолога: важно соблюдать золотую середину. Очень сложно не подтолкнуть себя к чрезмерной опеке над ребенком и не оставить его взрослеть самостоятельно — это две крайности родителя. В первом случае родитель не позволяет ребенку взять на себя минимальную порцию самостоятельности: со временем это истощает и ребенка, и родителя. Во втором случае, ребенок принимает на себя больше самостоятельности, чем способен вынести: этот путь опасен психологическими проблемами и нервными срывами. 

4 - 6 лет. 
К этому возрасту происходит очередной скачок самостоятельности. Важно поддерживать малыша, а не запрещать ребенку убирать за собой, не жить по принципу “быстрее сделать самой, а не переделывать за ним”. Ребенок учится:
1.    Убирать игрушки за собой, поддерживать свою комнату в чистоте.
2.    Заботиться о питомце, если он есть, а если нет — самое время завести хомячка, рыбку или черепашку. 
3.    Помогает в готовке: привлекайте малыша к готовке, уборке и прочим бытовым делам. 
В этом возрасте ребенок запоминает порядок действий в той или иной ситуации, формируется уклад его жизни и характера. 

6-10 лет.
В этом возрасте ребенку сложнее всего: добавляется новая зона ответственности — учеба. Ребенку нужно:
1.    Выполнять домашние задания, слушать учителей, формировать распорядок дня с учетом кружков, секций, домашних заданий.
2.    Иметь собственные обязанности по дому: подумайте, что вы можете делегировать ребенку (выносить мусор, протирать пыль и т.д.). 
3.    Следить за своим внешним видом, если одежда грязная — сам может ее сменить и при необходимости постирать.

К подростковому возрасту самостоятельность ребенка сформирована, со временем на него перейдет все больше обязанностей, и он вступит во взрослую жизнь. 

Чек-лист для  родителей: как приучить ребенка к самостоятельности

1.    Не выполнять что-то за ребенка. Это основное правило от 2 лет: покажите ребенку как сделать, но не делайте это за него. 
2.    Привлекайте ребенка к делам по дому с раннего возраста: помыть посуду, протереть пыль, полить цветы — не сложные действия, но огромный шаг к самостоятельности. 
3.    Не давите на ребенка, интересуйтесь его желаниями. Это позволит ребенку всегда определять чего он хочет, а чего нет. 
4.    Хвалите и поддерживайте старание ребенка. Не срывайтесь на ребенке из-за ошибок в его действиях — это один из главных врагов самостоятельности. Например, ребенок протер пыль, но не везде. Реакция мамы: тебе ничего доверить нельзя! Расшифровка ребенка: я плохой, ничего не умею, лучше ничего и не начинать! Следите за своими реакциями, закрепляйте действия малыша позитивными высказываниями. 
5.    Подавайте пример собственными действиями. 

Автор: педагог-психолог Найденова Наталья Викторовна

Онлайн-занятия на сайте «Разумейкин»:

  • развивают внимание, память, мышление, речь — а именно это является основой для успешного обучения в школе;

  • помогают изучить буквы и цифры, научиться читать, считать, решать примеры и задачи, познакомиться с основами окружающего мира;

  • обеспечивают качественную подготовку ребёнка к школе;

  • позволяют ученикам начальных классов освоить и закрепить наиболее важные и сложные темы школьной программы;

  • расширяют кругозор детей и в доступной форме знакомят их с основами различных наук (биологии, географии, физики, химии).

 

Читайте также