5 упражнений для формирования абстрактно-логического мышления у детей

Развиваем абстрактно-логическое мышлениеМышление имеет огромное значение в познании окружающего мира. Благодаря мышлению границы познания расширяются, оно может выходить за пределы опыта восприятия и ощущений. С помощью мышления человек может иметь представление и мнение о том, чего он сам не видит и не чувствует.

Абстрактное мышление называют также отвлеченным. Мыслить абстрактно — значит смотреть на ситуацию как бы со стороны, отвлекаясь от конкретики и пытаясь рассмотреть ее в общем и целом. Логическое мышление основано на принципах логики, на способности человека рассуждать. Благодаря абстрактно-логическому мышлению люди могут ставить цели, строить планы, а также разбираться в точных науках.

Развивать абстрактно-логическое мышление необходимо для того, чтобы у ребенка успешно и своевременно формировались такие логические операции и навыки как:

  • сравнение объектов, поиск общего и различий;
  • обобщение, выводы и их проверка;
  • анализ объектов, умение разделить мысленно целое на составные части для изучения каждой по отдельности, а также соединить мысленно отдельные объекты для изучения их взаимодействия;
  • конкретизация, выделение одной единицы из общей массы;
  • абстрагирование, выделение существенных свойств объектов и отвлечение от второстепенных;
  • изложение мыслей грамотно, последовательно, обоснованно.

Для того, чтобы понять, насколько у ребенка развито абстрактно-логическое мышление, предлагайте ему задания, в которых нужно находить лишние слова, вставлять пропущенные буквы, подбирать подходящие или противоположные по смыслу слова. Оценивая уровень успешности решения ребенком таких задачек, вы сможете получить представление о степени развития такого мышления.

Развивать абстрактно-логическое мышление младшего школьника помогают лабиринты, загадки, шахматы. Можно предложить ребенку следующее:

  • определить истинность и ложность суждения;
  • построить цепочки логических рассуждений с последующим умозаключением (выводом);
  • дорисовать фигуры;
  • придумать заглавие истории.

Следующие игровые упражнения помогут развить абстрактно-логическое мышление у детей:

Выполнять их с ребенком можно в любом месте и в любое время, будь то прогулка, поездка или скучная очередь в магазине\в поликлинике.

  1. Упражнение “Коллекция предложений”
    Придумайте 3 слова, не имеющих смысловой взаимосвязи (например, “река”, “яблоко”, “кот”). Предложите ребенку составить с этими словами как можно больше различных предложений (ребенок может изменять падеж слов и добавлять другие слова). Принимаются совершенно любые ответы, от самых простых (например, “Кот уронил яблоко в реку”) до креативных (“Мальчик пытался перейти бурную реку, держа в одной руке орущего кота, а в другой — кислое яблоко”).
  2. Такое упражнение помогает формировать умение устанавливать различные связи между объектами, даже самые неожиданные, а также придумывать целостный образ из отдельных элементов.

  3. Упражнение “Ищем общее”
    Придумайте 2 не взаимосвязанных по смыслу слова (например, “книга”, “подушка”). Предложите ребенку найти все возможные общие признаки, присущие этим словам (“оба предмета сделаны человеком”, “оба имеют содержимое”, “с ними комфортно проводить время” и т.п.). Поощряйте самые оригинальные и неожиданные находки, раскрывающие эти объекты с совершенно новых сторон. Для детей постарше можно усложнить задачу, предложив классифицировать ответы по степени существенности или несущественности найденных характеристик.
  4. Это упражнение тренирует способность искать в несвязанных явлениях общие признаки, согласованность, а также помогает разобраться в существенности и несущественности признаков объекта.

  5. “Исключи лишнее”
  6. Придумайте 3 любых слова (например, “ложка”, “яблоко”, “стакан”) . Предложите ребенку исключить одно из них, аргументируя при этом сходство двух оставшихся. Должно быть как можно больше объединяющих признаков и вариантов лишних слов. Приветствуются как самые банальные (“ложка и стакан — несъедобные предметы, яблоко — съедобное”), так и наиболее оригинальные ответы (“яблоко можно разрезать, стакан можно разбить, а ложка не делится на части”).

    Упражнение поможет искать интересные связи между различными объектами, а также легко варьировать эти связи, не фиксируя внимание на каких-то из них. С помощью таких тренировок ребенок учится удерживать внимание одновременно на нескольких объектах, проводя при этом различные операции с ними. Кроме того, такие упражнения показывают, что нет одного верного варианта, следует рассматривать все возможные способы решения задачи.

  7. “Как применить предмет”
    Придумайте любое слово, обозначающее хорошо знакомый ребенку предмет (например, “тарелка”). Предложите ему пофантазировать, как этот предмет можно использовать. Приветствуются любые, самые удивительные варианты, следует только заранее оговорить запрет на безнравственные и жестокие способы применения. Предположим, тарелку можно использовать как шляпу от дождя, щит от снежков, “доску” для рисования или как бассейн для крошечных головастиков.
  8. Упражнение помогает ребенку развить навык концентрации внимания на каком-то одном объекте и манипулирования им, бросая объект в самые невероятные ситуации и раскрывая его самые неожиданные возможности.

  9. “Найди противоположный предмет”
    Придумайте любой предмет (например, “мороженое”). Предложите ребенку найти как можно больше противоположных ему объектов. Что может быть противоположно мороженому: горячий пирожок (мороженое холодное, пирожок горячий), горький шоколад (мороженое сладкое, шоколад горький), пластиковый стаканчик (вафельный стаканчик в мороженом съедобный, а пластиковый — нет) и т.д.
  10. Такое упражнение научит искать всевозможные свойства предмета и подбирать к ним противоположные по смыслу.

 

Прекрасным помощником в развитии абстрактно-логического мышления для вас может стать и наш сайт «Разумейкин» — для каждого возраста у нас есть специально подобранные задания для развития логики.

Онлайн занятия для детей 3 — 10 лет:
  • развитие внимания, памяти, логики;
  • подготовка к школе, помощь в освоении школьных предметов;
  • расширение кругозора — знакомство с биологией, географией, физикой, химией.