Внимание и память — познавательные процессы, влияющие на успешность обучения ребенка. Поэтому их развитие является важной задачей для каждого педагога и родителя.
Не секрет, что память необходима для сохранения поступающей информации, но большую роль в этом играет взаимосвязь памяти и восприятия — процесса, который помогает фильтровать данные извне и концентрироваться на главном, игнорируя второстепенное. Ребенку с рассеянным вниманием намного сложнее дается запоминание правил, формул, разнообразных данных, он имеет трудности с усидчивостью, что влияет на результат обучения в целом.
Особенности внимания и памяти у ребенка
В дошкольном и младшем школьном возрасте внимание еще очень непостоянно и имеет ряд особенностей, которые следует учитывать, давая различные виды упражнений:
- В среднем, устойчивость внимания длится от 10 до 20 мин.
- Есть сложности с распределением внимания и его переключением с одной деятельности на другую. До 7 лет дети не могут сконцентрироваться на двух задачах одновременно. Эта способность приходит именно в школьном периоде, когда они осваивают письмо, где необходимо проговаривать и думать о графическом написании букв.
- Характерно непроизвольное внимание. Дети чаще всего реагируют на что-то яркое, громкое, что привлекает их интерес. Это стоит учитывать при выборе упражнений, отдавая предпочтение активным и интересным играм.
- Объем внимания — от 2 до 4 символов (предметов или явлений) одновременно, что не так уж и много, у взрослого человека — примерно 5-7 символов.
- Есть индивидуальные особенности внимания, которые могут отличаться от общепризнанных стандартов, например, повышенная концентрация или наоборот практически её отсутствие, не соответствующие возрасту.
От того, насколько развито внимание, зависит и память, так как без умения сосредотачиваться на объекте, сложно его запомнить. У памяти так же есть характеристики, связанные с возрастными особенностями человека, которые влияют на выбор приемов развития. У младших школьников преимущественно наглядно-образный способ запоминания, когда лучше усваиваются изображения и картинки. Словесно-логическое запоминание только начинает развиваться в начальных классах. Поэтому восприятие текстов без опоры на изображение может быть проблематичным и малоэффективным способом донести желаемую информацию.
Зная особенности познавательных процессов младших школьников, легче воздействовать на них, чтобы добиться правильного и грамотного развития.
Упражнения для улучшения внимания и памяти
Существует много специализированной литературы, книг и упражнений для развития внимания и памяти детей. Мы предлагаем простые и интересные игровые упражнения, которые также будут способствовать улучшению памяти и внимания и дадут отличный результат в дальнейшем.
Упражнение 1 "Отличия"
Всем с детства хорошо известна игра на нахождение отличий, которая станет эффективным способом развивать внимание и память.
Можно предложить классический вариант, сравнивая два похожих изображения. А можно усложнить и изменить игру. Например, подготовить 10 карточек, разложить их и дать ребенку время для запоминания. Потом накрыть их и спросить у малыша, в какой последовательности, что лежит, сравнить ответ с образцом. Далее поменять местами карточки или вообще убрать одну. Что изменилось теперь? Игра очень увлекает, можно придумать разные варианты и усложнения: использовать вместо карточек предметы, игрушки и т. д.
Упражнение 2 "Внимание к деталям"
По дороге в садик, школу или домой попробуйте с малышом запомнить как можно больше предметов. Дайте задание дома нарисовать то, что он видел, или в подробностях рассказать, а может даже придумать историю с увиденным. Или усложните: назовите или нарисуйте 3 предмета. Задача малыша вспомнить, чего не было и где встречались остальные вещи и изображения.
Упражнение 3 "Геометрические рисунки"
Подготовьте карточки с геометрическими рисунками, где одна половина раскрашена, а другая нет. Малыш должен дорисовать недостающую часть.
Ещё один вариант такой игры: разложить разноцветные геометрические фигуры в ряд, дать запомнить ребенку в течении 30 сек. Затем закрыть и попросить его выложить такой же ряд.
Упражнение 4 "Игра с цифрами"
Попросите ребенка посчитать до 20 в прямом и обратном порядке, при этом вместо каких-либо чисел называть определенное слово, например, "гол", "шайба" и т.д. Это может выглядеть так: один, два, три, "шайба", пять, "гол".... во время игры можно заменить одну цифру или сразу две и даже три.
Предложите считать цифры письменно, а именно, проговария счёт в прямом порядке, записывать их в обратном. Это достаточно сложное упражнение, поэтому можно начинать считать сначала до 5.
Упражнение 5 "Где вишенка"
На листе нарисованы три разных круга, один в другом с единым центром. Они разделены на 6 равных секторов, словно кусочки пирога. Каждый сектор подписан буквой. В итоге получается табло как в морском бое, только в виде круга, словно смотрим на трехъярусный торт сверху. Каждая ячейка имеет свое название. Задача ребенка запомнить и назвать по памяти все отмеченные точки "вишенки". Можно усложнить, установив определенную последовательность точек, которую ребенок должен проследить и запомнить.
Упражнение 6 "Находилки"
Простая, но полезная игра. Понадобится несколько одинаковых непрозрачных стаканчиков. Взрослый прячет в них небольшую игрушку и «перемешивает». Ребенок должен внимательно следить, а потом угадать, где игрушка. Можно усложнять меняя количество стаканчиков и предметов. Дети с удовольствием играют в подобные забавы и сами часто любят выступать в роли ведущего.
Упражнение 7 "Узоры"
Для игры можно использовать пуговицы, крышки от бутылок, монетки и т.д. выложите простой узор и дайте ребенку его запомнить, закройте образец и предложите малышу повторить, потом сравните результат с образцом. Можно добавлять фишки и усложнять узоры.
Упражнение 8 "Верно-неверно"
Взрослый произносит различные факты из жизни, некоторые из них правдивые, остальные — нет. Ребенок должен определить, где истина, где ложь, соответственно топая ногами или хлопая в ладоши. Можно назвать сразу по несколько фактов, чтобы усложнить игру. Например: вода прозрачная, кислая и жидкая. Один из фактов в данном случае ошибочный. Игра не только помогает развивать внимание, но и несет познавательное значение.
Упражнение 9 "Снежный ком"
Отличная игра в дороге и для путешествий. Не требует особой подготовки. Можно играть большой компанией. Взрослый называет слово, ребенок должен его повторить и добавить новое слово, далее продолжает следующий участник. Можно задать определенное правило:, называть только зверей, птиц или слова на определенную букву. Кто первый ошибается из участников, тот и проигрывает.
Упражнение 10 "Соответствия"
Вариантов этой игры достаточно много.
Например, можно выложить перед малышом карточки "животные и их домики". Задача ребенка составить пары. Затем, одна из пар убирается, и он должен по памяти восстановить цепочку. Или ведущий специально допускает ошибки при соединении карточек, а ребенок их исправляет.
Ещё один вариант — это игра с мячом. Один участник бросает мяч, а второй ловит и называет соответствующее слово. К примеру, подбирает признаки к имени существительному: яблоко — сладкое, вода — прозрачная, ночь — тёмная и т.п.
Внимание и память — важнейшие процессы, которые помогают ребенку осваивать новый материал, способствуют развитию успешной личности. Включение в ежедневный распорядок игр и упражнений для стимуляции развития внимания и памяти поможет прийти к высоким результатам в обучении малыша.