Настольные игры для ребенка — это польза, развитие, качественное общение со взрослыми. Как правило, в доме, где есть ребенок, существует и объемная полка с настолками. Но не все из них можно взять с собой в дорогу или путешествие, а занять детей в режиме ожидания — сложная задача. Поэтому предлагаем игры, которые можно взять с собой везде, для них нужно мало места, и они несут в себе массу пользы для растущего активного детского мозга.
1. Точки
Цель игры: закрасить как можно больше бумажной территории своим цветом.
В зависимости от терпения и возраста ребенка обведите игровое поле: от 10 на 10 клеток до тетрадного разворота. Для каждого игрока подготовьте карандаш своего цвета. Игроки по очереди ставят точки на пересечении клеток в любом месте. Точки ставятся на расстоянии в 1 клетку друг от друга в любом направлении: влево, право, вниз, вверх или по диагонали. Как только территория обносится точками — она считается захваченной, игрок обводит ее своим цветом и закрашивает. Но если противник обнесет чужую территорию своими точками, и обведет ее — территория переходит к нему.
Существуют 2 варианта игры: 1. к захвату доступны любые территории; 2. захватывают только те земли, где уже есть чужие владения. Побеждает тот, кто захватит территорию больше противника.
2. Футбол
Игровое поле — листок в клетку. По краям листа располагаются ворота размером в 6 клеток, 2 штуки. Игра начинается в центре листа. Один ход — 1 ломаная линия из 3 отрезков, по сторонам клетки или ее диагонали. Нельзя пересекать линии, свои или противника, и касаться их. Когда игрок не может сделать ход, ему пробивают штрафной: противник делает ход прямой линией в 6 клеток, но в любом направлении. Игра продолжается до первого гола.
3. Балда
На листе располагаем игровое поле размером 5 на 5 клеток. В 3 ряду пишем слово по горизонтали из 5 букв. Игроки ходят по очереди. За 1 ход игрок вписывают 1 букву так, чтобы получилось новое слово. Добавлять буквы можно к любому слову: основному или написанному другим игроком. Слово может образовываться в любом направлении, так же как и читаться слева направо или справа налево, кроме диагонали. Например, к слову «балда» дописываем над первой «а» букву «к» - получаем слово «лак». Получившееся слово игрок записывает сбоку от поля, со своей стороны. Игра продолжается до окончания игрового поля или до тех пор, пока ни один из игроков не сможет придумать новое слово. Побеждает игрок, набравший больше балов. Считаем сколько букв в придуманных словах: 1 буква = 1 балл.
4. Диагональ
На листе бумаги располагаем 4 квадрата со сторонами 7, 6, 5, и 4 клеточки. По диагонали, начиная с верхнего левого угла и заканчивая нижним правым, в клеточках пишем одну и ту же гласную букву. В каждом квадрате — своя буква. Задача игроков — придумать и вписать слова по горизонтали так, чтобы написанная по диагонали гласная подошла. Можно писать на время, тогда победил тот, кто закончит первый. Можно делать ход по очереди, победит тот, кто ни разу не ошибется.
5. Игра в слова
Игрокам дается одно длинное слово, из которого нужно собрать как можно больше новых слов. Игра дается на время, например на 60 секунд. За это время каждый игрок записывает к себе на листок как можно больше слов. По истечению времени, каждый по очереди называет по одному слову. Побеждает тот, у кого слов больше.
6. Виселица
Цель игры: отгадать слово по буквам за какое-то количество ходов.
Первый игрок загадывает слово: первая и последняя буквы записываются, а между ними ставятся черточки. Одна черточка — одна пропущенная буква. Второй игрок должен отгадать задуманное слово. Игрок называет букву: 1 ход - 1 буква. Если она есть в слове — первый игрок ее пишет, если нет, то начинает рисовать виселицу: вертикальную линию столба. Ошибочные буквы пишутся в стороне, чтобы игрок их не забыл и не назвал дважды. При второй ошибке - к виселице добавляется вторая линия — горизонтальная. При следующих ошибках рисуем веревку, петлю, голову и туловище человека, руки, ноги. Задача отгадывающего игрока — угадать слово за определенное количество ходов, чтобы виселица не была собрана.
Ну и конечно, не забываем про старые добрые "Морской бой" и "Крестики-нолики".
7. Морской Бой
Цель игры: потопить корабли противника. Игровое поле - 2 квадрата, размером 10 на 10 клеток. На 1 игровом поле размещаются собственные корабли, на 2 поле отмечаете точками куда наносили удары, ранения и потопление кораблей противника. Наверху по горизонтали располагается алфавитное название каждой клетки — от А до К, а по вертикали числовое название клеток от 1 до 10 по порядку. Когда вы стреляете по противнику — называете координаты клетки, например, Б9. Второй игрок ищет клетку, находящуюся на пересечении этих значений, и говорит, попали вы в его корабль или нет. Если не попали, то ход переходит к нему, если попали, то продолжаете "стрелять".
Обычно игра состоит из нескольких кораблей:
1 палубный (1 клетка) - 4 штуки,
2 палубный (2 клетки) - 3 штуки,
3 палубный (3 клетки) - 2 штуки,
4 палубный (4 клетки) - 1 штука.
Располагаются корабли по вертикали или горизонтали, между кораблями должна находится минимум 1 клетка во все стороны. Побеждает игрок, который первым потопит все корабли противника.
8. Крестики — нолики
На листе бумаги чертится игровое поле:3 на 3 клетки — итого 9 клеток. В каждой клетке игроки по очереди ставят свой знак: крестик или нолик. Цель игры: собрать линию из своих знаков по диагонали, вертикали или горизонтали.
Когда маленькое поле игры становится слишком легким, и скучным — игра усложняется. Собираем большое поле: рисуем большие 3 на 3 клетки, а в каждой клетке рисуем дополнительное маленькое поле. Игра начинается с маленького поля — победитель зарисовывает большую клетку своим цветом или знаком. Победителем будет тот, кто соберет линию из 3 маленьких выигрышных полей.
Эти игры при всей своей простоте тренируют логическое и пространственное мышление, отрабатывают тактику и стратегию, учат планированию, развивают воображение и улучшают словарный запас ребенка. Эти важные способности облегчают школьнику весь процесс обучения. Например, морской бой — учит стратегии и планированию, а так же развивает счет и математическое мышление.
Описание других словесных игр читайте в нашей статье "Игры в дорогу".
И, конечно, приглашаем Вашего ребенка на онлайн-занятия, которые развивают внимание, память, логику, речь — выбирайте возраст ниже.