Почему ребенок растет эгоистом и что с этим делать?

4387

Ребенок эгоист

Эгоизм присущ каждому человеку с рождения. Это естественная черта, необходимая ребенку для развития. Только с его помощью малыш может выражать и удовлетворять свои физиологические потребности. В дальнейшем проявление эгоизма помогает человеку защищать свои интересы, добиваться поставленных целей, заботиться о себе. Однако всего должно быть в меру, поэтому существуют понятия “здоровый эгоизм” и “нездоровый эгоизм”. Если человеку удалось сохранить или развить в себе здоровый эгоизм — это неплохо и даже очень полезно.

Примерно до 3 лет детям свойственны черты здорового эгоизма. Нездоровый эгоизм начинает проявляться в раннем дошкольном возрасте, когда ребенок пробует манипулировать, добиваться желаемого любыми путями при любых обстоятельствах. Сформировать в ребенке черты здорового эгоизма и не допустить развитие нездорового — непростая задача, ответственность за выполнение которой целиком и полностью ложится на родителей.

Какие ошибки взрослых могут привести к тому, что ребенок растет эгоистом?

  • Гиперопека. Родители неосознанно выполняют любые прихоти ребенка, делают все за него. Так они хотят показать свою любовь, сделать любимое чадо счастливым. Неосознанный стимул взрослого порождает неосознанную реакцию ребенка: он привыкает, считает такое отношение нормой, требует все больше внимания, обесценивает заботу и людей в целом. Из такого ребенка вырастет эгоист, при этом он безынициативен и совершенно не самостоятелен.
  • Возведение культа личности ребенка. Бесконечное умиление крохой, похвала за любой пустяк и полное отсутствие критики — все это формирует в ребенке убеждение в его уникальности, совершенстве. В такой ситуации дети не способны относиться к себе критически, в них не развито уважение по отношению к другим, вежливость. Такой ребенок уверен: есть только я, и, чтобы я ни делал, я самый лучший.
  • Попустительство. Отсутствие дисциплины и четких правил поведения дают ребенку возможность испытывать на прочность всех вокруг. Если за проступки он не несет должной ответственности, возникает уверенность в собственной безнаказанности и вседозволенности. В результате. детская установка “если очень хочется, то можно” остается в человеке на долгие годы в виде эгоизма.
  • Личный пример. Часто родители, сами того не замечая, демонстрируют своим детям модель поведения эгоиста. Это проявляется в их отношении к близким, соседям или обслуживающему персоналу. Для ребенка такой способ обучения наиболее эффективный: он быстро разберется, как лучше расставить приоритеты, кто из окружающих заслуживает уважения и как нужно добиваться своего.
  • Подкуп за помощь и выполнение обязанностей. Дети должны помогать просто так, потому что это любовь и забота, потому что это их обязанность и ответственность. Человек, приученный с детства к послушанию и помощи за вознаграждение, не способен на взаимовыручку и поддержку, безвозмездную помощь. Он будет хорошим только если ему это выгодно.
  • Замещение дефицита внимания всевозможными покупками. Отсутствие внимания и попытки откупиться травмируют ребенка, препятствуя удовлетворению одной из самых важных потребностей: потребности в принятии. Малыш не получает опыта эмоциональной близости и вынужден демонстрировать острую нехватку родителей через новые капризы и запросы.
  • Ревность, соперничество с другими детьми в семье. Для малыша, привыкшего быть единственным и получать всю любовь и внимание родителей появление младшего или приемного ребенка в семье может стать нелегким испытанием. Невольно у него возникают вопросы: почему теперь я должен делиться, уступать, зачем мне с ним нянчиться и т.д.

Если какие-то из этих пунктов присутствуют в воспитании, у ребенка с 3 лет вместе с развитием его личности начинают формироваться признаки нездорового эгоизма. Однако сразу это заметить довольно сложно, чаще всего такие изменения списывают на настроение, объективную ситуацию и пр. Тем не менее к 4 годам ребенок-эгоист приобретает следующие черты:

  • склонность манипулировать;
  • удовлетворение только собственных интересов;
  • завышенная самооценка;
  • чрезмерная уверенность в своей значимости;
  • отношение к окружающим как инструментам удовлетворения личных потребностей;
  • отсутствие уважения и сопереживания;
  • капризность, плаксивость.

Эгоизм, проявляющийся в чрезмерной, нездоровой форме, — отрицательная черта характера, которая сильно осложняет жизнь людям, окружающим эгоиста, но гораздо больше неприятностей она приносит самому хозяину. Поэтому с этой чертой, если уж она имеет место быть, нужно начинать бороться как можно раньше. Считается, что повлиять на развитие характера ребенка можно только до подросткового возраста, лучше успеть сделать это до 6-7 лет.

Что могут предпринять родители в процессе перевоспитания маленького эгоиста?

  1. Пересмотреть модели поведения, устранить, если есть, такие, как указаны в первой части статьи, заменить из на более эффективные.
  2. Сделать упор на формировании дисциплины. Это может касаться не только ребенка, но и всей семьи в целом.
  3. Научиться проявлять волю, мягко, но настойчиво говорить ребенку “нет” там, где это необходимо сделать.
  4. Адекватно относиться к личности ребенка, не преуменьшать его достижения и способности, но и не преувеличивать их.
  5. Отказаться от жертв в пользу ребенка. Ребенок не должен чувствовать вину за то, что родители посвятили ему свою жизнь.
  6. Безусловная любовь должна выражаться не в денежно-вещевом эквиваленте.
  7. Использовать любую возможность, любой удобный случай для общения с ребенком.
  8. Практиковать сказкотерапию — эффективный метод для коррекции и профилактики в детско-родительских отношениях.
  9. Регулярно включать ребенку тематические мультфильмы и читать литературные произведения.
  10. Позволить ребенку завести домашнего питомца и самостоятельно заботиться о нем. Для начала пусть это будет какое-то неприхотливое и простое в обслуживании животное (черепашка, мышка).
  11. Учить ребенка правильно проявлять эмоции, демонстрироовать привязанность, уважение, заботу.
  12. Проговаривать каждую попытку ребенка манипулировать. Ни в коем случае не проявлять слабость в такие моменты. Быть строгими и последовательными.
  13. Формировать четкие границы дозволенного. Решительно контролировать их соблюдение. Ребенок должен научиться осознавать ответственность, понимать правила поведения и последствия своих ошибок.
  14. Формировать круг обязанностей ребенка. Он такой же член семьи как все остальные и обязан также иметь свои домашние задачи. Разумеется, эти обязанности должны быть посильными и соответствовать возрасту. И ни в коем случае их выполнение не должно оплачиваться.
  15. Развивать и поощрять самостоятельность ребенка. Дети, которых чрезмерно опекают, вырастают беспомощными, инфантильными и эгоистичными. Важно понимать последствия и заботиться о будущем малыша.

Если вы столкнулись в проблемой нездорового эгоизма у ребенка:

  • наберитесь терпения, перевоспитать эгоиста сложно, но возможно при определенных усилиях;
  • будьте готовы к сопротивлению и конфликтам, ведь ребенку будет непросто перестроиться, привыкнуть к новым правилам;
  • поддерживайте своего ребенка, говорите с ним, будьте рядом в любой ситуации, только так вам удастся добиться результата и сохранить теплые отношения.

Детский эгоизм не развивается на пустом месте. Это всегда симптом, признак какого-то сбоя в семейной системе. Поэтому прежде чем взяться за перевоспитание малыша, постарайтесь проанализировать ситуацию в целом, поведение взрослых, которые окружают ребенка. Порой решение проблемы находится на поверхности, нужно лишь увидеть его.

Автор: педагог-психолог Валевич Антонина

Онлайн-занятия на сайте «Разумейкин»:

  • развивают внимание, память, мышление, речь — а именно это является основой для успешного обучения в школе;

  • помогают изучить буквы и цифры, научиться читать, считать, решать примеры и задачи, познакомиться с основами окружающего мира;

  • обеспечивают качественную подготовку ребёнка к школе;

  • позволяют ученикам начальных классов освоить и закрепить наиболее важные и сложные темы школьной программы;

  • расширяют кругозор детей и в доступной форме знакомят их с основами различных наук (биологии, географии, физики, химии).