Как мотивировать ребенка учиться (особенно к концу учебного года)

263

Сейчас, когда весна вошла в свои полные права: день стал длиннее, солнце ярче и теплее, а птицы, не умолкая, поют под окнами свои песни, даже взрослым не хочется заниматься рутинными делами, что уж говорить про школьников. Каждый учитель может отметить, что последние месяцы учёбы всегда самые сложные — дети устали, и почти у всех нет желания учиться. Как правило, и отметки у детей ниже именно в последний период обучения. Но, несмотря на усталость и желание отдыхать, есть обязанности и необходимость работать. Разберемся подробнее в низкой мотивации детей к учебе как в весенний период, так и в течении всего года.

 

Признаки низкой мотивации ребенка к учебе

  • Беспорядок на столе, парте, в портфеле.
  • Постоянная забывчивость, связанная со школой: не сделал уроки, не подготовил доклад, не выучил стихотворение.
  • Во время занятий ребенок рисует, смотрит в окно или занимается посторонними делами.
  • Отсутствие волнения и переживаний по поводу плохих оценок и неуспеваемости.
  • Ребенок часто перекладывает ответственность за свои неудачи в учебе на других, например, учителя или родителей.
  • Жалуется, что в школе скучно и неинтересно.

Как правило, у детей, которые не испытывают интереса к процессу обучения, встречается большинство из вышеперечисленных признаков сразу. Но возможно, что и одного хватает, чтобы обратить на это внимание и начать помогать ребенку в преодолении трудностей.

Причины низкой мотивации: почему ребенок не хочет учиться

Не всегда можно сразу точно выявить причину снижения интереса к обучению, но возможно выделить самые распространенные из них: 

  • Весенний период. Несомненно, что весной с приходом тепла меняются биоритмы у всей природы, в том числе человек подвержен этому не меньше, особенно дети. Хочется отбросить все дела и выйти на улицу, радоваться теплу и солнцу.
  • Накопившаяся усталость ведет к снижению работоспособности. Особенно актуально после длительной нагрузки, в конце учебного года, перед каникулами.
  • Конфликтные ситуации в школе. Это могут быть сложные взаимоотношения с одноклассниками, а также непонимание со стороны взрослых и учителей.
  • Семейные неблагоприятные отношения. Частые ссоры между родителями или при участии детей снижают самооценку ребенка, тем самым уменьшается и его стремление к учёбе. Особенно остро дети переживают давление со стороны родителей, когда последние завышают требования к своему чаду, не учитывают его желаний и интересов.
  • Отсутствие понимания необходимости обучения, выполнения тех или иных учебных операций. 

  Зная предполагаемые причины можно намного эффективнее бороться с возникшим трудностями, а родители — главные помощники в этом для своих детей.

Виды мотивации 

Мотивацию, как правило, делят на внешнюю и внутреннюю. 

Внешняя — это вещи и события, которые побуждают человека к определенной деятельности. Как правило, это не самый эффективный и долговременный способ добиться от ребенка желаемого, но при этом наиболее быстрый, особенно если нужно что-то сделать "здесь и сейчас".

Внутренняя — это самоопределение и самосознание самого человека, которое помогает ему в выполнении поставленных задач. Если ребенок понимает, зачем ему требуется делать те или иные действия, они будут даваться ему легче, в особенности если это касается учёбы. Это наиболее прочная форма мотивации, которая со временем даёт более стойкий и положительный результат. 

Что делать, если ребенок не хочет учиться

  • Объясняйте необходимость образования. Когда ребёнок не понимает, зачем ему нужно изучать тот или иной предмет, то и процесс изучения будет неинтересным и скучным. Бессмысленное заучивание всегда вызывает негатив и отторжение. Внутренняя мотивация каждого малыша напрямую связана с практическим применением полученных знаний и использованием их в повседневной жизни. Необходимо на простых примерах показывать и рассказывать детям о применении полученных знаний и умений. Например, учиться считать при походе в магазин, изучать геометрические фигуры на основе умения конструировать из бумаги или дерева и т.д.
  • Применяйте различные методики при выполнении домашних заданий. Постройте обучение в виде игры. В школе учитель старается максимально заинтересовать детей, но в связи с высокой загруженностью и большим количеством учеников, преподавателю сложно уделить всем детям время, как при индивидуальном обучении. Поэтому роль родителей в этом процессе велика и зачастую необходима. Дома можно придумать различные игры и включить их в выполнение домашнего задания. К примеру, устроить путешествие по планетам знаний и наук, где на каждой планете ждет интересное задание.  В конце такой игры ребенок может получить небольшой приз.
  • Поддерживаете ребенка в его начинаниях. Если малыш сам стремится узнать новое, пусть пробует разные сферы, даже если интерес непродолжительный. Зато это отличный способ найти "себя". Не заставляйте посещать нелюбимые секции, пользы от этого не будет никому.
  • Используйте поощрения. Каждому человеку приятно получать за свой труд вознаграждение и похвалу. Не нужно и ребенка ограничивать в маленьких радостях. В конце изучения темы можно устроить интересный квест или тематическую прогулку. Не стоит баловать большими подарками или деньгами, так как учеба сама по себе должна приносить радость и пользу. Иногда достаточно даже словесного поощрения, чтобы ребенок чувствовал поддержку близких. Это придаст ему больше сил и желания следовать заданному курсу.
  • Вносите разнообразие в повседневную жизнь. Весной особенно хочется обновлений. Чтобы поднять настроение, можно купить ребенку что-то новое из вещей или канцелярских принадлежностей или сделать небольшую перестановку в доме или комнате. Хоть это и относится к внешним стимулам, но запас хорошего настроения точно обеспечен. 
  • Не ругайте за плохие отметки. Ребенок воспринимает критику буквально, считая себя при этом полным неудачником и неспособным к успешной деятельности. Оценки — это только показатель усвоения какой-либо определенной темы. Причин для неудовлетворительного результата может быть достаточно много, и не всегда они кроются в самом ребенке. 
  • Обеспечьте ребенку правильное питание, обогащенное необходимыми витаминами и минералами, которое способствует улучшению работы мозга, физической активности, а следовательно повышает желание к познанию нового. Утром можно предложить ребенку бодрящий весенний напиток: пол стакана воды, лимонный сок и ложка меда. Иногда стоит побаловаться чем-то вкусным и необязательно полезным – это отлично снимает стресс, но главное не злоупотреблять этим.
  • Следите, чтобы ребенок высыпался. Полноценный отдых и сон способствует снятию усталости и напряжения, полученного за день. Снизьте умственные и физические нагрузки.  Если есть возможность, устройте дополнительно выходной и проведите его вместе с ребенком, сходите в театр или музей, отвлекитесь от рутинных дел.
  • Прогулки на свежем воздухе должны быть ежедневными и продолжительными. Многие ученые уже давно доказали тот факт, что после получасовой прогулки работа мозга улучшается в несколько раз. Кроме этого, свежий воздух снимает стресс и успокаивает.
  • Помогите ребёнку расслабиться и снять напряжение. С этим отлично справляются вода и водные процедуры. Можно сделать ванну с травами, иногда достаточно постоять продолжительное время под душем или устроить сеанс расслабляющего массажа.

Для того чтобы заинтересовать ребёнка, нужно понимать причину его нежелания учиться и на основе этого подбирать методы корректировки, и лучше всего сочетать как внешние, так и внутренние стимулы, тогда эффективность будет выше, а результат лучше.
 

Онлайн-занятия на сайте «Разумейкин»:

  • развивают внимание, память, мышление, речь — а именно это является основой для успешного обучения в школе;

  • помогают изучить буквы и цифры, научиться читать, считать, решать примеры и задачи, познакомиться с основами окружающего мира;

  • обеспечивают качественную подготовку ребёнка к школе;

  • позволяют ученикам начальных классов освоить и закрепить наиболее важные и сложные темы школьной программы;

  • расширяют кругозор детей и в доступной форме знакомят их с основами различных наук (биологии, географии, физики, химии).

 

Читайте также