Эта статья будет полезна родителям, чьи дети столкнулись с такой проблемой, как пропуск букв при письме. Так же ее стоит прочесть родителям, чьи дети только собираются пойти в школу. Мы разберем возможные причины, по которым ребенок пропускает буквы при письме, и к каждой причине подберем игры и упражнения, которые помогут исправить положение.
Пропуск букв при письме — с такой проблемой часто сталкиваются дети в начальных классах. Для решения проблемы родителям предлагают больше тренировать детей в написании, чтобы ребенок перестал совершать ошибки. На деле, чаще всего происходит обратный эффект: ребенок до такой степени измучен собственными ошибками, что занятия по русскому языку становятся пыткой, а малыш просто теряет мотивацию и не хочет больше заниматься. Поэтому, прежде чем изматывать себя и ребенка, давайте разберемся в наиболее частых причинах пропуска букв.
Почему ребенок пропускает буквы в словах?
Можно выделить 3 основные причины пропуска букв:
1. Логопедия и слух — этот фактор заключает в себе логопедические ошибки: ребенок слышит и/или произносит другой звук.
2. Внимание — ребенок, в первую очередь, обращает внимание на то, что уже написал. Мы видим написанное — мозг обрабатывает информацию — рука пишет далее. По этой же причине ребенок может не только пропускать буквы, но и писать не нужные, "лишние" буквы, которые есть в ранее написанных словах, которые попали в его поле зрения.
3. Самоконтроль — контроль того, что мы планируем написать: мы думаем — пишем — смотрим.
Проблемы с логопедическим фактором, обычно, для родителей бывают очевидны: ребенок коверкает слова, переставляет буквы или же поизносит не те звуки в слове, что должен. Поэтому, подробнее рассмотрим два фактора: внимание и самоконтроль. Для того чтобы понять, в чем именно причина, проведите с ребенком тест.
Тест: Попросите ребенка написать 3 раза по 5-6 (разных) слов или 3 разных предложения из 5-6 слов. Затем завяжите ребенку глаза и попросите написать то же самое, под вашу диктовку (не по памяти). Не обращайте внимания на ошибки по причине незнания правил или неправильного почерка (например, соединение букв), сосредоточтесь именно на пропуске букв в словах.
Результат: Проблема в самоконтроле, если ребенок допустил больше ошибок в варианте, который написал с закрытыми глазами.
Если же таких ошибок одинаковое количество в обоих вариантах то, причина, вероятнее всего, во внимании.
Что делать, если ребенок пропускает буквы?
После того как вы выяснили причину пропуска букв, можно начинать работу над исправлением.
Логопедические ошибки исправляются благодаря играм и упражнениям по развитию фонематического слуха.
Игры на развитие фонематического слуха для детей 6-9 лет:
1. Сюда относятся игры наподобие ушки-слушки, кто сказал Мяу, кто стоит у светофора и так далее. Эти игры объединяет один принцип: вы включаете записи различных звуков, а ребенок угадывает — что это.
2. Где звенит? Игра напоминает жмурки. Ребенок стоит посреди комнаты с завязанными глазами, а взрослый бесшумно перемещается по комнате и звенит колокольчиком. Задача ребенка: верно указать рукой в том направлении, откуда раздается звон.
3. Послушай и назови нужное слово. Суть игры — игрок произносит слово на последнюю букву предыдущего слова: словА — АромаТ — ТравА — АзбукА — АрбуЗ и так далее.
Проблемы с вниманием решаются переписыванием текста с образца. Чтобы разнообразить занятия и привнести в них элемент игры, предлагаем 3 упражнения для развития внимания:
1. Собери пазл — прячем текст в таблицу и нумеруем каждый его отрывок. Задача ребенка, правильно соединить текст (от 1 до последнего числа) и произнести (или записать) зашифрованное послание. Пример на картинке ниже.
2. Игра «Шерлок» — помните, как в одном из произведений о Шерлоке Холмсе, встречались зашифрованные послания — пляшущие человечки? Эта игра тоже что-то наподобие шифра, но уже с ключами. Поэтому задача ребенка просто подставить буквы под знаки, и понять, что именно зашифровали взрослые. Взгляните на картинку, и все встанет на свои места.
3. Игра «Найди букву». Вам понадобится текст для начальной школы. Задача ребенка читать только те слова, которые начинаются с нужной буквы. Например, вы загадываете букву «з» — ребенок читает слова только на нее, остальные пропускает.
Самоконтроль — главным фактором в самоконтроле является его длительность. Поэтому тренируем не только сам навык, но и время, в течение которого ребенок может его удерживать.
1. Считаем буквы и слоги. На первый взгляд, упражнение может показаться сложным, но оно эффективно, и со временем ребенку будет легче.
Суть: взрослый называет слово, а ребенок считает сколько букв в каждом слоге и называет их по-очереди как счет: ар-буз - 2:3, о-го-род - 1:2:3, ма-шин-ка - 2:3:2 и т.д.
2. Письменная — Печатная. Суть игры: Взрослый объявляет букву, например — А. Задача ребенка писать задаваемые слова, но каждую букву А — он пишет печатной.
3. Игра «Запиши слово». Суть игры: ребенок пишет буквы в словах либо только согласные, либо только гласные. Например, СОРОЧКА: СРЧК или ООА.
Благодаря этим играм и упражнениям, вы сможете, если не решить проблему пропускаемых букв, то существенно ее сократить. Помните при этом о регулярности занятий и важности позитивного настроя и похвалы — отмечайте даже самые маленькие успехи ребенка, а если пока нет ожидаемых успехов — похвалите за старание!
На сайте Разумейкин, вы можете найти развивающие упражнения для всестороннего развития ребенка и его успешного обучения, которые можно выполнять онлайн.