Ресурсное состояние ребенка

Ресурсное состояниеРесурсное состояние — это способность человека ежедневно заряжать свою внутреннюю батарейку, наполняться энергией. С точки зрения физиологии, человек находится в ресурсном состоянии, когда он отдохнул, выспался, чувствует себя бодрым, здоровым, сильным. Психологическое ресурсное состояние накапливается из чувства уверенности в себе, хорошего настроения, положительных эмоций и приятного общения. Когда мы в ресурсе, мы чувствуем себя наполненными, живыми, нам все нравится, мы довольны жизнью и собой.

Ресурсность имеет важное значение для взрослых, но не менее важна она для детей. Благодаря наличию ресурсов мы можем справляться со стрессом, развиваться, понимать себя и других, излучать добро и позитив. Когда ребенок идет в школу и начинает испытывать повышенные нагрузки, имеет смысл обучить его находить в себе силы и уверенность для достижения поставленных целей и задач. Школьные задания, правила и формулы вкупе с регулярными наставлениями родителей отнимают намного больше детских сил, чем может показаться со стороны. А порой все это сильно подрывает веру в собственные способности и возможности. Жизнь полна сложностей и стрессовых ситуаций, как у взрослого человека, так и у ребенка. Поэтому очень важно обучать детей приемам, благодаря которым он сможет подзарядиться, взглянуть на проблему по-новому, найти в себе те сильные стороны, на которые ему можно будет опереться.

Человек, который умеет качественно и своевременно восполнять потери в своем ресурсном состоянии, имеет огромный потенциал для развития:

  • конструктивного отношения к стрессовым ситуациям (как к возможности развиваться и приобретать важный опыт);
  • самоуважения, самооценки, самодостаточности, уверенности в собственной значимости;
  • социальной компетентности, умения налаживать отношения и выходить из конфликтных ситуаций;
  • активного отношения к жизни, психологической устойчивости к стрессовым ситуациям;
  • позитивного и рационального мышления;
  • эмоционально-волевых качеств;
  • физической выносливости, крепкого здоровья.

Самое первое, что нужно сделать для формирования или восстановления ресурса — удовлетворить базовые физиологические потребности. Они являются основой, и на этом этапе в большинстве случаев проблема нехватки ресурсов благополучно решается. Поэтому, если вы чувствуете, что ребенок “разрядился”, ему не хватает сил, он не справляется с задачей или не может запомнить стихотворение, поверьте, возможно он:

  • голоден (покормите ребенка);
  • не выспался (уложите спать пораньше);
  • устал (сделайте теплую ванну, позвольте немного побездельничать);
  • болен (разберитесь с причиной плохого самочувствия);
  • замерз\перегрелся (множество способов устранить дискомфорт).

Также прекрасно наполняют ресурсом объятия (ребенок может испытывать чувство одиночества, потребность в безопасности и пр.), позитивное и доверительное общение, похвала и поддержка. Все это придает уверенности, сил, улучшает настроение, помогает расслабиться.

Откуда можно черпать ресурсы?

К внутренним источникам относятся:

  • Общее состояние человека (спокойствие, уверенность в себе).
  • Личные качества и особенности характера (усидчивость, настойчивость, решительность).
  • Внутренние убеждения (“У меня есть право на ошибку”, “Я достоин того, к чему стремлюсь”).
  • Способности (коммуникативные, интеллектуальные, творческие).
  • Накопленные знания, навыки, опыт.

Есть также внешние источники, которые помогают заряжаться энергией и пополнять ресурсное состояние:

  • спорт;
  • музыка;
  • искусство;
  • общение;
  • поддержка близких;
  • увлечения;
  • природа.

Помочь детям отыскать и осознать свое ресурсное состояние можно через игру и творческую деятельность.

Отлично справятся с этой задачей следующие упражнения:

Упражнение “Ладошка”.
Попросите ребенка обвести на бумаге свою ладонь. Предложите ребенку вспомнить такие качества, которые помогали ему в учебе. Конечно, дети не всегда могут найти подходящие слова, поэтому помогайте наводящими вопросами. Например: “Помнишь, ты смог решить сложную задачку? Почему у тебя получилось? Ты хорошо слушал, как объясняет учитель? Наверное, ты был внимательным?” Пусть он выберет пальчик на картинке, на котором вы запишете это качество. Таким же образом нужно заполнить каждый пальчик и ладошку. Хорошо, если в процессе перечисления сильных сторон ребенка вы будете беседовать о них, поможете ему проанализировать, вспомнить случаи, когда они лучше всего помогали и ощущались. После заполнения всех пальчиков предложите ребенку украсить рисунок. Расскажите ему, что все его сильные стороны хранятся в настоящей ладошке, как в этом рисунке. Предложите думать об этом каждый раз перед выполнением сложного задания или размещать перед собой этот рисунок, как оберег, чтобы эти сильные стороны всегда приходили на помощь в нужный момент.

Упражнение “Я — солнышко”.
Предложите ребенку нарисовать солнце, внутри него написать свое имя. Вдоль каждого лучика нужно написать какое-то достоинство, хорошее качество ребенка. Чем больше лучиков, тем лучше. Так ребенок вспоминает все свои лучшие стороны и отвечает сам себе на вопрос “Почему я достоин уважения?”.

Упражнение “Ресурсные образы”.
Научите ребенка черпать силы из образов и воспоминаний, извлекаемых из памяти или воображаемых. Для этого предложите представить, вспомнить или придумать такое место, в котором ему было бы наиболее комфортно, спокойно и безопасно. Это может быть лес, море, собственная комната. Важно наиболее полно представить себя именно там, воспроизводить самые мелкие детали вплоть до запахов. Пусть ребенок закроет глаза и окунется в свои фантазии. Он может даже протянуть руки и потрогать то, что вокруг него. Если ребенок мал и испытывает трудности с упражнением, попробуйте перед сном рассказать ему сказку, описывая такое место своими словами. Придумайте его вместе. В моменты сильного волнения напоминайте ребенку об этом волшебном секретном месте и предлагайте мысленно в нем оказаться.

Научите детей быть источником света, энергии и любви для самих себя. Помогите им искать и сохранять ресурсное состояние, в том числе и на собственном примере.

Быть в ресурсе — значит заботиться о себе.

Автор: педагог-психолог Антонина Валевич