Развитие ребенка рисованием

466

Рисование — это особый вид творчества, который влияет на различные сферы развития ребёнка: формирование познавательного интереса, развитие мышления и воображения, приобщение к миру искусства, пополнение словарного запаса, развитие мелкой моторики. О пользе рисования можно писать много, так как эти занятия имеют очень широкий спектр развивающих факторов. Но прежде чем приступить к рисованию, стоит изучить этот процесс подробнее.

Материалы для рисования

  • Краски. Сейчас существует большой выбор разнообразных красок. Например, сенсорные краски с добавлением песка, которые применяются для рисования пальчиками. Для детей постарше подойдет жидкая гуашь, ей можно рисовать как пальцами, так и кисточкой. Акварельные краски можно использовать для детей от 6-7 лет. Для первых проб стоит покупать материалы из натуральных ингредиентов или сделать самостоятельно, вот несколько таких рецептов:

- Смешать стакан муки, 3 столовые ложки соли, чайную ложку растительного масла и теплую воду, до получения консистенции сметаны. Разлить получившуюся смесь по банкам, добавить пищевых красителей.

- Необходимы: крахмал, вода и красители. Крахмал развести в воде и нагреть на плите до загустения. После остывания добавить красители.

- Краски для ванны готовятся по аналогии с предыдущим рецептом, но добавляется гель для душа в пропорции: 1:1:2 (крахмал, вода, гель). Такая краска легко смывается водой.

- Самые безопасные и вкусные краски на основе йогурта. Нужно просто добавить красителей. Например, использовать сок моркови, свеклы, шпината, сок смородины или черники, шафран, куркуму, какао.

  • Пастель масляная. Отличный вариант для первых проб. Мелки оставляют очень яркий след при рисовании, минимум мусора и грязи.
  • Сухая пастель. Хорошо ложится на бумагу, имеет яркую текстуру. Но для маленьких детей нежелательна: мелки очень хрупкие и пачкают руки.
  • Восковые карандаши. Одни из наиболее любимых и доступных инструментов. Ими удобно рисовать в любом положении, отлично ложатся в маленькую руку.  Но при выборе следует обязательно протестировать такие карандаши: не все имеют насыщенный цвет и могут быть бледными.
  • Карандаши цветные. Начинать рисовать ими стоит с 1,5 лет, так как они имеют острый кончик. При выборе обращайте внимание на их мягкость. 
  • Фломастеры. Многие специалисты недолюбливают этот инструмент, а зря. Он отлично подходит для малышей: ими легко рисовать, оставляют очень яркие следы. Но для детей начиная с 4 лет лучше уменьшить их применение, так как при рисовании требуется меньшая сила нажима, чем карандашами, следовательно, развитие мелкой моторики снижается. 
  • Бумага. Лучше всего использовать плотную бумагу больших форматов.
  • Кисти. Для первого знакомства кисти вообще можно не использовать. Но впоследствии без них не обойтись, поэтому следует постепенно знакомить малышей с ними. Для этого лучше выбирать большие кисти с короткой ручкой.
  • Для рисования с маленькими детьми не нужны мольберты и столики. Можно рисовать на полу, расстелив клеёнку. Это сократит время последующей уборки и позволит свободно творить маленькому художнику.
  • Фартук. Для малышей лучше рисовать без дополнительной одежды, так как это мешает процессу и только будет отвлекать от творчества. Стоит надеть максимально удобные вещи, которые не жалко испачкать.

Стадии развития рисунка

Не стоит ждать от годовалого малыша осмысленных рисунков, в раннем возрасте ребенок учится использовать предметы, познает цвет, наблюдает за смешиванием красок, пробует новые инструменты. Ему больше интересен сам процесс рисования, чем его результат.

  • 9 месяцев-1,5года — рисование штрихов, линий, «каракуль». Можно начинать рисовать пальчиковыми красками, восковыми карандашами, применять песок.
  • 2–3 года — появляется контроль над движениями, повышается четкость линий, хотя само изображение остается непонятным. Нужно учить проводить горизонтальные и вертикальные линии, круги, правильно держать карандаш и кисть. Стоит предлагать для рисования карандаши, фломастеры, масляную пастель, учить рисовать кисточкой и штампами.
  • 3–5 лет — простейшие сюжетные изображения, в том числе рисование человека, чаще всего в этом возрасте получаются «головоноги». Приходит осознание форм и размеров, время максимально осваивать кисточку и использовать штампы, оттиски и другие техники. Ребёнок способен проводить разные типы линий: спирали, волнистые, ломаные, рисовать различные фигуры самостоятельно.
  • 5–7 лет — рисование на основе собственного наблюдения, улучшается форма и техника рисования, особенно если есть процесс обучения. Можно использовать ватные палочки, сухую пастель, акварельные краски.
  • 8–11 лет — осознанное, самостоятельное, реалистичное рисование, умение следовать образцу, понимание перспектив и пространственных законов. Хороши любые эксперименты, стоит попробовать рисовать простыми карандашами, углём, можно смешивать различные техники: краски и карандаши, восковые мелки и акварель и т. д.

   Учим ребенка рисовать

  • Прежде чем приступить к процессу рисования, познакомьте ребёнка с материалом. Малыш не знает, что такое карандаш, сам предмет может вызвать больше интереса, чем процесс его использования. 
  • Первое знакомство с красками лучше начинать с одного цвета, со временем добавляя еще. Чем больше оттенков за один раз, тем сложнее сконцентрироваться ребёнку на процессе.
  • Рисовать можно начинать уже в 8-9 месяцев, ребенок способен держать карандаш и оставлять следы на бумаге пальчиком, всего несколько штрихов — первый творческий результат. 
  • Самые первые занятия могут длиться несколько минут. Малыш ещё не готов к долгому творческому процессу, и это нормально. 
  • На первых занятиях не давайте заданий нарисовать что-то конкретное. Если у малыша получился круг, можете сказать, что он похож на солнышко, штрихи могут напоминать облака и т.д.
  • Не критикуйте кроху, не ругайте, если он испачкал пол и одежду. Он ещё совсем маленький и процесс рисования для него очень сложен. 
  • Любое занятие длится от 5-15 мин. при этом стоит чередовать виды деятельности: например, если рисуете колокольчик, то можно сначала с ним поиграть, потом нарисовать, спеть песню или озвучить колокольчик самим.
  • Следует планировать занятия по рисованию, чтобы закрепить те или иные умения. Например, для малышей 2-3 лет, обучая рисовать круги, лучше всего 2 дня подряд проводить аналогичные занятия (это может быть солнышко, вишни и др.), а потом через несколько дней закрепить полученные навыки. 
  • Обязательно рисуйте сами, чтобы ребенок это видел. Можно придумать игры: «угадай, что нарисовано», или «что должна нарисовать мама», «дорисуй мамину картинку» и другое.
  • Важна эмоциональная подача материала, взрослый сам должен получать удовольствие от процесса, тогда и ребенок будет заинтересован работой.  

Техники рисования для детей

Техник рисования очень много в зависимости от используемых материалов. Ниже приведены некоторые техники рисования красками, которые можно применять с детьми, начиная с самого младшего возраста. 

Рисование пальчиками:
Один из самых доступных приемов рисования. Детям проще начинать знакомиться с красками через прикосновение. Поэтому такой вариант подходит для самых первых занятий. 

Рисование штампами:
В качестве штампа подойдут губки различных размеров и форм, ватные палочки, вырезанные фигуры из картофеля или моркови. 

Что можно нарисовать: снег, ягодки на ветках и кустах, листики, яблоки на деревьях, бусы на ниточке, звездочки в небе или на елке, зернышки для курочки и цыплят.

Симметричное отпечатывание:
На лист бумаги нанесите жирные «кляксы» краски (можно выдавить прямо из тюбиков или сделать жирные мазки кистью), сложите лист пополам так, чтобы краска оказалась внутри (для удобства можно вначале чистый лист сложить пополам, потом раскрыть, чтобы потом с краской было проще складывать по сгибу), прижмите, потом ракройте и полюбуйтесь результатом — как смешались и распределились краски на листе, на что получилось похоже изображение. При использовании этого приема даже у самых маленьких детей получаются замечательные картины. Позвольте ребенку поэкспериментировать с цветами.  

Рисование примакиванием:
Подходит для детей от 2 лет. Для работы нужна мягкая кисточка. Набираем краску и прикладываем к листу бумаги, остаётся яркий продолговатый след.

Что можно нарисовать: следы животных, листочки на ветки, лепестки цветок, капли дождя.

Рисование тычками:
Потребуется кисть с жесткой короткой щетиной. При работе красками, кисть следует держать строго вертикально относительно листа. 

Что можно нарисовать: салют, облака, одуванчики, снежинки, листва на дереве.

Рисование на мятой бумаге:
Интересный способ рисования для детей от 3 лет. Необходим белый лист бумаги, который нужно хорошо помять перед работой. Затем можно наносить кистью краски, лучше всего акварельные.

Что можно нарисовать: горы, лёд, морозные узоры на окне.

Рисование — это эмоциональные творческие занятия, позвольте ребенку экспериментировать и проявлять фантазию, не ругайте за испачканную одежду, тогда они не только принесут много радости, но и будут действительно полезны для развития.
 

Онлайн-занятия на сайте «Разумейкин»:

  • развивают внимание, память, мышление, речь — а именно это является основой для успешного обучения в школе;

  • помогают изучить буквы и цифры, научиться читать, считать, решать примеры и задачи, познакомиться с основами окружающего мира;

  • обеспечивают качественную подготовку ребёнка к школе;

  • позволяют ученикам начальных классов освоить и закрепить наиболее важные и сложные темы школьной программы;

  • расширяют кругозор детей и в доступной форме знакомят их с основами различных наук (биологии, географии, физики, химии).

 

Читайте также