Развитие самостоятельности у детей

1376

Каждая мама мечтает, чтобы ребёнок подошел к этапу взрослой жизни максимально подготовленным. При этом, часто мы сталкиваемся с тем, что малыш медленно завязывает шнурки, а школьник неаккуратно собирает портфель. И тогда хочется выхватить из рук со словами «Ладно, сама сделаю!». А теперь представьте, что подобные фразы значат для ребёнка. Скорее всего ребёнок слышит следующее «Ты не справишься, мама лучше знает и умеет». И если часто это повторять, можно убедиться в своей немощности...

Но вернемся к самостоятельности.  Что же это такое? 

В психологии под самостоятельностью понимают свойство личности, которое проявляется в инициативности, критичности, адекватной самооценке и чувстве собственной ответственности. Полезные качества во взрослой жизни, не правда ли? Да и для ребёнка, в котором от природы заложено стремление к расширению зоны своего влияния.  

А какой он, несамостоятельный ребёнок? 

В своей работе психологи часто сталкиваются с запросами типа «пока вместе не сядем, домашку не сделает», «сам одевается очень долго, не хватает терпения», «не убирает за собой со стола» и многими похожими. Как показывает практика, чаще всего несамостоятельные детки растут у родителей, которым сложно отпустить контроль. Именно такие мамы считают, что без их зоркого взгляда муж не сможет поесть, ребёнок одеться, случится пожар, а мир погрузится в хаос. Бывает, что позднего, долгожданного или самого младшего ребёнка обслуживают до определенного возраста, а потом вдруг решают, что пора бы уже все делать самому. К такому ребёнок чаще всего оказывается не готов. Представьте, вы всю жизнь ездили на пассажирском кресле, а теперь внезапно нужно становиться водителем. Столько чувств вызывает обрушившаяся ответственность: злость, агрессия, непослушание, отчаяние и уверенность, что родители больше не любят. 
Несамостоятельный ребёнок не может принять решение, поесть дома без указки, сходить в магазин и по любому вопросу, требующему решения, звонит маме и спрашивает совета. 

Как это проявляется во взрослой жизни? 

  • Человек не способен принимать мелкие бытовые решения, например, чистить ли зубы перед сном или нет, как сложить вещи в шкафу, мыть ли посуду сейчас или подождать. Эти моменты накапливаются и создают хаос на бытовом уровне, который влияет на все другие сферы. 
  • Неспособность брать на себя ответственность за жизненные решения приводит к тому, что за несамостоятельного человека это решают родители, партнер, начальник на работе. Если по какой-то причине, человеку нужно брать жизнь в свои руки, это создает огромный стресс, тревогу и даже депрессию. 
  • Несамостоятельный человек старается понравиться всем и всегда, боится критиковать и спорить. Не отстаивает свою точку зрения перед сослуживцами, друзьями и в отношениях. Очень болезненно воспринимает критику, от чего предпочитает не выделяться и лишний раз не предпринимает попыток сделать что-то.
  • Несамостоятельные люди не умеют отстаивать свои границы, их могут использовать «друзья», например, постоянно одалживать денег и не возвращать, выдергивать для дел на выходных, использовать как бесплатное такси и т.д. 
  • Не справляясь с жизненными проблемами, такой человек имеет склонность к зависимостям разного вида — стремится сбежать в алкоголь, игры или даже наркоманию. Читали истории мам, 30,40-летние сыновья которых не работают, сидят дома и зависают у компьютера? Это как раз те самые несамостоятельные выросшие дети... 
  • А еще созависимые отношения, ведь когда у не умеешь принимать решения, их за тебя принимает партнер, хорошо если человек попался положительный. Но часто взрослые люди страдают, потому что страшатся принять решение. 

Вы хотите такого для своего ребёнка?  Если нет, читайте дальше. 

Как приучить ребенка к  самостоятельности:

  1. Делегируйте дела, определите круг обязанностей ребёнка. Малыш может сложить свои игрушки в коробку, более старший ребёнок помыть посуду, а подростку можно доверить список покупок или приготовление ужина. Важно, чтобы ребёнок был согласен со своими обязанностями и понимал, что у других членов семьи тоже есть дела, которые они выполняют. Список дел можно повесть на видном месте, чтобы всегда был перед глазами. 
  2. Запаситесь терпением. Сначала ребёнок может делать дела недостаточно хорошо. Например, помыть посуду и забыть про сковородку или оставить разводы на полу после мытья. Не ругайте за это, выразите словами, какой ребёнок молодец, что сделал, а, чтобы всё было вообще супер, нужно сделать ещё вот это …  Малыш может долго одеваться или заправлять постель — это потому, что данные навыки у него ещё недостаточно развиты, но вот увидите, при должном воспитании, у него скоро получится. А если не делать, то даже с возрастом получаться лучше не будет. 
  3. Поощряйте любое проявление самостоятельности. Захотела дочка помочь маме на кухне, пусть чистит яйца или помешивает суп, дайте задание, которое по силам ребёнку. Обязательно похвалите, можно сказать об этом другим членам семьи, например, похвастаться папе. 
  4. Подавайте сами пример. Если вы по каждому вопросу звоните бабушке, стоит задуматься над тем, что вы уже взрослая женщина, а не маленькая девочка, что дергает за юбку маму по каждому вопросу. Если ребёнок видит, что родители любой вопрос решают с помощью других людей, он берет эту модель поведения и переучить его будет сложнее. 
  5. Верьте в своего ребёнка, позволяйте ошибаться, спрашивайте совета в разных делах, учитесь у своего ребёнка. Пусть он научит вас записывать ролики, или кататься на велосипеде, а дочка подберет маме новый гардероб. 
  6. Разрешите ребёнку самому выбирать кружки, секции или дополнительные занятия. Конечно, хочется, чтобы ребёнок пел, танцевал и увлекался математикой, но слишком сильная загруженность дает обратный эффект – ребёнку перестает вообще хотеться что-либо. Разрешайте лениться и не заниматься полезными делами, ведь отдых, пусть даже это поваляться на диване, никто не отменял.
  7. Будьте постепенны и последовательны, постепенно передавайте ребёнку ответственность за дела. Ребёнок постигает мир сначала через семью и шаг за шагом становится зрелой личностью.  

Помните, одна из главных целей родителя — подготовить детей к взрослой жизни. И ваш ребёнок ещё больше будет любить и уважать вас, если вы подарите ему самостоятельность!

Автор: Педагог-психолог Растопчина Александра Николаевна

Онлайн-занятия на сайте «Разумейкин»:

  • развивают внимание, память, мышление, речь — а именно это является основой для успешного обучения в школе;

  • помогают изучить буквы и цифры, научиться читать, считать, решать примеры и задачи, познакомиться с основами окружающего мира;

  • обеспечивают качественную подготовку ребёнка к школе;

  • позволяют ученикам начальных классов освоить и закрепить наиболее важные и сложные темы школьной программы;

  • расширяют кругозор детей и в доступной форме знакомят их с основами различных наук (биологии, географии, физики, химии).