Как научить ребенка устному счету

521

Первое полугодие первого класса позади, а ребенок по-прежнему думает, что самый удобный способ сложения и вычитания — это его собственные пальцы. Этот метод называется пальцевый счет — первая ступень знакомства с математическими исчислениями. Переход от умения считать на пальцах или палочках к счету в уме — сложный. Его скорость и успех зависят от того, насколько развито у ребенка образное и пространственное мышление.
Почему ребенок плохо считает в уме?
Мария Монтессори писала: «Ни на минуту мы не задумываемся над тем, что если ребенок чего-нибудь не делает, то он, очевидно, не знает, как это делать». Задача взрослого — помочь ребенку найти пробел в знаниях и восполнить его.

Почему ребенок плохо считает?

1. Ребенок плохо знаком с числами и плохо устанавливает соответствие между числом и количеством предметов. У дошкольников и младших школьников преобладает образное мышление. Поэтому при знакомстве с числами им нужно показывать их на примерах: 3 - 3 поросенка, 4 - 4 журавля и т.д. Каждое число важно закрепить наглядными примерами. Ребенку нужно проговорить, потрогать, увидеть число и соотнести его с количеством разных предметов.
2. Не понимает суть простых математических операций: сложения и вычитания. Именно на них строится дальнейшая математическая база. К вычислениям в уме можно переходить после хорошей отработки и закрепления действий сложения и вычитания с предметами и/или счетными палочками. 
3. Не умеет считывать сложные тексты. Ребенок не понимает сути математической задачи, особенно если в ней много терминов и действий. Важно, чтобы ребенок после прочтения задачи мог пересказать ее своими словами — выделить основные данные: о чём или о ком говорится в задаче, что происходит (уменьшение/увеличение), на сколько, с чем это связано. О типах задач и о способах их решения мы подробно писали в статье "Учимся решать задачи". 
4. Не может мысленно представить задачу — в идеале к любой задаче ребенок должен уметь составить/нарисовать схему. 

Эти проблемы решаются многократными тренировками, и со временем, ребенок обязательно научится считать и решать задачи в уме. Также помочь в этом могут специальные методики. Научите ребенка считать в уме разными способами. Школьник сам выберет удобный ему метод. 

Методики счета в уме

1. Методика Глена Домана — заключается в обучении ребенка по специальным карточкам с заданиями и картинками. Разработана для малышей, но подходит для обучения дошкольников и учеников младших классов, испытывающих сложности со счетом. Занимаясь по этой методике, ребенок наглядно соотносит число и количество, осваивает понятия много — мало. Эта методика хорошо развивает зрительную память.
2. Методика Зайцева «Стосчет» — суть метода в том, чтобы познакомить ребенка сразу с первой сотней чисел. Методика задействует звуковую и зрительную память, дети учатся хорошо ориентироваться в числовом ряду, поэтому легко учатся считать и писать. Методика рассчитана на дошкольников, но можно применять и для занятий с учениками начальных классов. 
3. Устный счет при помощи состава числа — основывается на заучивание ребенком состава числа. Например, 8 состоит из 4 и 4, 3 и 5, 2 и 6, 1 и 7, 0 и 8. В дальнейшем при сложении двух чисел 3 и 5, ребенок вспоминает состав числа 8 и дает ответ. При вычитании задействуется те же процессы.
4. Ментальная Арифметика — дети учатся считать при помощи абакуса. Абакус — специальные счеты. Ребенок при сложении и вычитании перекидывает счеты специальным движением. В дальнейшем ребёнку достаточно представить абакус, чтобы производить математические операции в уме.  Ментальная арифметика задействует логику, образное и пространственное мышление.

Попробуйте с ребенком разные методики и выберите подходящую именно вам. 

Математические игры так же помогают ребенку легче перейти на счет в уме. Плюсом игр является наглядность, положительное отношение ребенка к процессу ("играть" приятнее, чем "учиться"), многократное повторение математических операций в течение одной игры.

Простые игры на развитие счета

1. Бродилки — вместо 1 кубика, возьмите 2 или 3. Для каждого хода ребенок считает сколько точек выпало на каждом кубике. Игра помогает совершенствовать навыки счета.
2. Математическое домино — ребенок может играть как один, так и с командой. 
3. Настольные игры: турбосчет, умножариум — помогают в тренировке навыков математических операций: сложения, вычитания, умножения и деления.
4. Математические раскраски — будут отличным помощником в тренировке навыков счета для детей, любящих рисовать.
5. Логические игры — помогают ребенку научиться выделять важное, что в свою очередь, помогает в понимании сути задания. Например, в игру «Что лишнее» можно играть в любое время в любом месте: называете ребенку ряд слов, имеющих какой-то общий признак или принадлежащих к одной категории и одно-два не имеющих этого признака. В зависимости от возраста и подготовки ребенка игру можно усложнять. 

При решении математических задач важна практика. Родителям нужно понимать: то, что взрослому кажется легким и обычным, для ребенка может быть сложным. Он переходит на новую для себя ступень — счет в уме. Задача родителя поддержать и помочь ребенку найти проблему и решить ее. При переходе на счет в уме у ребенка задействуется пространственное мышление, логика, воображение, поэтому их развитие будет способствовать улучшению результатов в математике. 

Онлайн-занятия на сайте «Разумейкин»:

  • развивают внимание, память, мышление, речь — а именно это является основой для успешного обучения в школе;

  • помогают изучить буквы и цифры, научиться читать, считать, решать примеры и задачи, познакомиться с основами окружающего мира;

  • обеспечивают качественную подготовку ребёнка к школе;

  • позволяют ученикам начальных классов освоить и закрепить наиболее важные и сложные темы школьной программы;

  • расширяют кругозор детей и в доступной форме знакомят их с основами различных наук (биологии, географии, физики, химии).