Скороговорки — короткие стишки, иногда всего в две строчки, в которых встречаются слова с труднопроизносимыми звуками. На Руси их иногда называли языковертками и даже частоговорками. Народ придумывал скороговорки для того, чтобы учить правильно произносить слова, и сейчас мы их используем с той же целью, а именно:
• Развитие артикуляции и всех органов речевого аппарата.
• Улучшение звукопроизношения, четкости и темпа речи.
• Развитие памяти и внимания.
• Расширение кругозора и словарного запаса.
• Улучшение фонематического слуха.
• Тренировка интонации и выразительности речи.
Кроме этого, скороговорки — отличный способ весело провести время с близкими и друзьями.
Правила заучивания скороговорок
Прежде чем приступить к работе со скороговорками, следует знать, что есть несколько шагов, которые помогут выучить их быстро и с максимальной пользой:
1 шаг
Чтение текста взрослыми — произносить необходимо медленно и четко, чтобы ребенку было проще понять текст и интонацию.
2 шаг
Убедитесь, что ребёнку ясен смысл всех слов в тексте. Задайте несколько наводящих вопросов по содержанию.
3 шаг
Произнесите скороговорку вместе с ребенком, темп должен быть медленным, а звуки четкими. Длинные тексты делите на небольшие части для удобства разучивания.
4 шаг
Медленное проговаривание скороговорки без помощи взрослых. Сначала стоит попросить малыша произнести скороговорку шепотом, но максимально четко. Затем чуть громче, и так далее, каждый раз увеличивая силу голоса.
5 шаг
Предложите ребенку рассказать скороговорку чуть быстрее, постепенно увеличивая темп проговаривания.
Скороговорка — это произведение для многократного повторения, поэтому чем больше раз ребенок ее произнесёт, тем лучше будет результат.
Как увлечь скороговорками
Чтобы работа со скороговорками не стала занятиями по принуждению, стоит превратить её в увлекательную игру. Вот несколько способов заинтересовать кроху:
- Устроить соревнования по качеству и скорости произнесения скороговорок.
- При работе со скороговоркой используйте картинки и игрушки.
- Игры-шифровки для отработки изученного материала. Например, «найти продолжение», взрослый предлагает карточки с началом или концом скороговорок, а ребенок должен их сопоставить и правильно произнести.
- Использование мяча при заучивании. Ребенок, произнося текст скороговорки, ритмично подбрасывает и ловит мяч. Можно просто перекатывать мяч из одной руки в другую.
- Предложите малышу рассказать скороговорку, выражая разные эмоции: удивление, грусть, веселье, обиду и т.д. Можно заранее подготовить аналогичные карточки и сложить их в мешочек.
- При чтении скороговорок прохлопывайте ритм или простукивайте ногами.
Скороговорки и чистоговорки
Порой эти понятия путают, ведь и то и другое служит для тренировки звукопроизношения и улучшения качества речи. Но есть и разница:
Скороговорки | Чистоговорки |
---|---|
Подобраны слова с повторяющимися труднопроизносимыми звуками. | Направлены на какой-либо один труднопроизносимый звук или слог. |
Темп чтения быстрый, ритмичный. | Медленный темп. |
Фраза всегда начинается с трехкратного повторения слога, что обеспечивает правильное произношение слова в конце строки с этим же сочетанием. |
Чистоговорки нередко называют логопедическими загадками, так как фразы построены по принципу «доскажи словечко». Их используют для детей дошкольного возраста для запуска речи, звукоподражания, расширения словарного запаса и улучшения произношения конкретного звука.
Са-са-са – залетела к нам… оса,
Ос-ос-ос – укусила прямо в… нос.
Скороговорки по возрастам
Скороговорки стоит включать в работу с детьми с самого рождения, даже когда малыш еще не умеет говорить. Нужно начинать знакомство с максимально простых и легко запоминающихся текстов. Рекомендуется сочетать их с пальчиковыми играми. По мере взросления и развития артикуляции, необходимо усложнять материал.
10 месяцев – 2 года
В этом возрасте желательно использовать маленькие скороговорки, в которых отрабатывается какой-то один звук или чистоговорки. Желательно применять яркие картинки при разучивании текста. Малыш еще очень мал, поэтому емкий материал и яркий акцент помогут удержать его внимание. Не стоит ждать, что кроха сразу начнет повторять, так как у него только устанавливается звукопроизношение, еще отсутствует большое количество зубов, которые влияют на постановку многих звуков. К 2 годам ребенок осваивает гласные и некоторые согласные: [б], [п], [м], [л], [т], [д], [н], [с], [з], [г], [к]. Поэтому стоит подбирать соответствующие скороговорки для их отработки.
Ест киска суп из миски.
Сыта киска, пуста миска.
Ко-ко-ко- кошка любит молоко.
Му-му-му - молока налить кому?
3 – 4 года
К трем годам, появляются все молочные зубы, совершенствуется речевой аппарат. Это все дает возможность ребенку освоить новые звуки: [ж], [ш], [щ], [ч], [в], [ф], [х]. Можно заметить, что малыш пропускает их при произношении или смягчает, это нормально. Именно в этот период целесообразно начинать заниматься скороговорками целенаправленно и систематично, включая более сложные стихи и разнообразные приемы.
Муха–горюха села на ухо.
У ежа ежата, у ужа — ужата.
Не живут ужи, где живут ежи.
В поле полет Фрося просо, сорняки выносит Фрося.
5 – 6 лет
Малыш уже способен хорошо произносить все звуки, к 5 годам появляются [л] и [р]. А значит можно добавлять сложные скороговорки, включающие в себя отработку труднопроизносимых звуков и их сочетаний. Стоит обязательно проводить занятия с применением музыки, ритмичных упражнений, двигательной активности, тогда запоминание будет проходить быстрее и прочнее, а также повысится интерес к такому типу упражнений, ведь дошкольники воспринимают через игру все намного легче и охотнее.
Все бобры добры для своих бобрят.
Сидел тетерев на дереве,
а тетёрка с тетеревятами на ветке.
Был в саду переполох –
Там расцвел чертополох.
7 – 8 лет
Все звуки ребенок способен произносить без особого труда, если нет физиологических особенностей и иных сложностей. Поэтому стоит изучать объёмные скороговорки для отработки сразу нескольких звуков, сочетаний и труднопроизносимых слов, работать над темпом и интонацией. В этом возрасте занятия со скороговорками приобретают соревновательный смысл, ребенку интересно продемонстрировать свои способности в быстром проговаривании стихов.
Маленькая болтунья
Молоко болтала-болтала,
Не выболтала.
Везёт Сенька Саньку с Сонькой на санках. Санки скок, Сеньку с ног, Саньку в бок, Соньку в лоб, все в сугроб.
9 – 10 лет
Дети отлично справляются с простыми скороговорками, самое время начинать изучать тексты с большим содержанием сложных слов, причем сами слова должны также выходить за рамки привычных и частоупотребляемых, расширяя тем самым словарный запас детей.
Нет абрикоса, кокоса, редиса,
Палтуса, уксуса, кваса и риса,
Компаса нет, баркаса и троса,
Термоса, пресса, индуса-матроса,
Баса нет, вкуса, веса и спроса,
Нет интереса – нет и вопроса.
11 лет и старше
Можно предлагать действительно сложные и довольно запутанные скороговорки. Некоторые из них могут содержать выдуманные слова и имена героев для усложнения задачи.
Жили-были три китайца – Як, Як-Цидрак, Як-Цидрак-Цидрон-Цидрони,
И еще три китаянки – Цыпа, Цыпа-Дрипа, Цыпа-Дрипа-Лампомпони.
Поженились Як на Цыпе, Як-Цидрак на Цыпе-Дрипе,
Як-Цидрак-Цидрон-Цидрони на Цыпе-Дрипе-Лампомпони.
Вот у них родились дети: у Яка с Цыпой – Шах,
У Як-Цидрака с Цыпой-Дрипой – Шах-Шарах,
У Як-Цидрак-Цидрони с Цыпо-Дрипой-Лампопони – Шах-Шарах-Шарони.
Скороговорки — сокровищница для развития языка и звукопроизношения, позволяющая сочетать в себе пользу и веселые игры. Такие упражнения считаются одними из наиболее эффективных для устранения речевых дефектов и улучшения дикции даже для взрослых людей. Поэтому способны увлечь не только малышей, но и их родителей, ведь скороговорок так много, что все их не переговоришь, а если не хватит, можно придумать и свои!
Скороговорун скороговорил скоровыговаривал, что всех скороговорок не перескороговоришь, не перевыскороговоришь, но, заскороговорившись, выскороговорил, что все скороговорки перескороговоришь, да перевыскороговоришь.