Развитие творческих способностей у дошкольников

3152

Развитие творческих способностей у детейТворческие способности представляют собой набор качеств, благодаря которым человек мыслит нешаблонно и может создавать уникальные, принципиально новые результаты в своей деятельности. Такие способности отчасти зависят от психофизиологических особенностей человека, однако они не являются врожденными, природным даром. Их развитие обусловлено активной интеллектуальной деятельностью человека.

Человек, у которого хорошо развиты творческие способности, обладает креативностью. У обычного человека мышление однонаправленное, у креативного оно направлено в различные стороны. Такие люди стараются искать не одно решение проблемы, они продумывают несколько путей, ищут всевозможные способы, рассматривая даже самые неожиданные из них. Причем наибольшее удовольствие такие люди получают именно от принятия нестандартных решений и получения эксклюзивных результатов.

Что входит в понятие “креативность”? Какие способности человека можно отнести к творческим? Над чем следует поработать, чтобы стать креативным?

  • воображение (фундамент креативности);
  • гибкость и нестандартность мышления (способность создавать за короткий промежуток времени множество разнообразных идей);
  • восприимчивость (поиск простого в сложном, нового в старом, необычного в обычном);
  • способность оказывать сопротивление стереотипам, навязанным точкам зрения;
  • смелость;
  • открытость новому опыту, желание и умение искать новое;
  • любопытство.

Развитие творческих способностей взаимосвязано с формированием интеллектуальных познавательных способностей. Мышление ребенка тесно взаимодействует с воображением. Дошкольный возраст — время для сказок, фантазий, поэтому именно в этот период оптимально работать с креативностью ребенка, обучать его управлять своей фантазией.

Творческие способности очень важно развивать. Даже если у ребенка есть природные задатки креативности — оставленные без должного внимания, с годами они потеряются под грузом воспитательных и учебных программ. Редкие школы и педагоги считают важным развитие творческого потенциала детей, чаще, к сожалению, креативность вовсе не поощряется. Поэтому важной задачей любящих родителей является сохранение и формирование способностей ребенка, поиск и взращивание его креативности.

Как можно помочь дошкольнику развивать творческие способности?

  • Позволяйте ребенку мыслить и действовать самостоятельно. Родители наблюдают, вмешиваясь лишь в том случае, если ребенок своими действиями может причинить вред себе или окружающим.
  • Поощряйте желание ребенка изменить что-то, внести свои идеи, переделать по-своему. Обязательно порадуйтесь вместе, если у него получилось лучше, чем было задумано изначально.
  • Принимайте, уважайте точку зрения ребенка, не навязывайте ему чье-то мнение. Даже самые маленькие могут иметь свое отношение к некоторым моментам в их жизни: манная каша не нравится, сказка очень скучная и т.д.
  • Проявляйте фантазию, занимаясь с ребенком творчеством. Ищите необычные идеи и материалы для игр и поделок. Придумывайте вместе с ребенком что-то новое каждый раз. Покажите ему безграничные возможности фантазии.
  • Анализируя результаты творческой деятельности ребенка, не критикуйте и не оценивайте его. Можно обсудить некоторые детали, задать вопросы: “Почему ты решил слепить именно такие ушки?” и т.п. Сравнивайте работы ребенка только с его же опытом, но не с другими детьми.
  • Дети своими импровизациями и экспериментами порой очень удивляют и веселят. Однако любая реакция взрослого должна быть душевной и нести одобрение. Издевки, насмешки, даже шуточные, могут обидеть ребенка, вселить в него неуверенность и страх проявлять свою спонтанность.
  • Играя и занимаясь с ребенком, старайтесь как можно чаще из родителя превращаться в его друга-ровесника. Играйте по его правилам, пытайтесь понять логику его творческих идей. Должно работать воображение ребенка, а не родителей.
  • Обращайте внимание ребенка на то, что в творческой деятельности сам процесс может быть даже важнее, чем его результаты. Научите ребенка наслаждаться подготовкой и ходом занятия, не думая о качестве продукта, который он творит.
  • Помогайте ребенку переключаться с одного вида творчества на другой или вовсе отвлекайте от творческой деятельности на другие задачи. Ребенку может очень нравиться лепить, но длительное однообразие грозит переутомлением и потерей интереса к лепке надолго.
  • Поддерживайте благоприятный эмоциональный фон во время творческих занятий и игр. Спокойствие, сосредоточенность, радость, доброжелательные интонации в голосе помогают ребенку, дают ему веру в свои силы.

Развивать творческое мышление можно практически в любой игре. Главное правило — играть креативно. Разные форматы игры по-своему влияют на творческие навыки:

  • конструирование не по схеме позволяет развить креативность в пространственно-образном мышлении;
  • решая головоломки, ребенок учится мыслить логически и нестандартно;
  • вербальные игры отлично развивают словарный запас, скорость мышления и его нелинейность;
  • сюжетно-ролевая игра помогает ребенку социализироваться, искать различные модели поведения и взаимодействия с окружающими.

Предлагаем несколько игр-упражнений, которые помогут развивать воображение и творческие способности у дошкольника.

  1. “Универсальный предмет”
    Предложите ребенку какой-нибудь самый простой предмет (пуговица, ложка или карандаш) и попросите его пофантазировать, как этот предмет можно применить не по прямому назначению. Принимаются любые идеи, приветствуются наиболее оригинальные. Настраивайте ребенка придумывать как можно больше различных вариантов. Можно по-очереди с ребенком отвечать на вопрос "Для чего еще это можно использовать?" Такая игра развивает гибкость, оригинальность и образность мышления, а также воображение ребенка.
    Самые интересные идеи появляются после того как названы 10-15 вариантов!
  2. “Таинственная свеча”
    Вечером перед сном зажгите свечу и предложите малышу понаблюдать за тенями, которые отбрасывает пламя. Пусть ребенок попробует придумать, на что они похожи. Возможно, получится из этих образов сочинить целую историю. Такую же игру можно затеять с облаками во время летней прогулки или путешествия.
  3. “Волшебное путешествие”
    Предложите ребенку пофантазировать, что у вас дома появился настоящий ковер-самолет и он может увезти вас куда угодно. Куда бы захотел отправиться маленьких фантазер? Что бы он там увидел, услышал, сделал? Постарайтесь задавать как можно больше вопросов, которые предполагают активное включение фантазии ребенка.
  4. “О чем говорят игрушки”
    Предложите ребенку придумать, как ведут себя игрушки ночью, когда он засыпает, или днем, когда он в детском саду. О чем они говорят? Дружны ли они? Нравится ли им, как с ними обращаются? Что делают самые любимые игрушки малыша, скучают ли по нему?
  5. "Капля краски, превратись..."
    На лист бумаги капните каплю гуаши, и пусть ребенок палочкой или пальчиком превратит ее во что захочет. А еще можно придумать историю про этого персонажа!
    Прекрасно развивает креативность рисование в технике эбру — на водной (глицериновой) поверхности очень здорово превращать каплю краски во что захочешь, возможен неограниченный полет фантазии.

Креативность помогает видеть интересное даже в самых обычных ситуациях. Это качество очень ценится в профессиональной деятельности. Люди, обладающие творческими способностями, живут более яркой и увлекательной жизнью.

Помогите вашим детям раскрасить их будущее, разнообразить его и наполнить новыми ощущениями!

Возможно, вам будет интересна статья "Развитие творческих способностей как способ интеллектуального развития", в которой описаны игры и упражнения, направленные на развитие как  творческих так и интеллектуальных способностей ребенка. 

Автор: педагог-психолог Антонина Валевич

Онлайн-занятия на сайте «Разумейкин»:

  • развивают внимание, память, мышление, речь — а именно это является основой для успешного обучения в школе;

  • помогают изучить буквы и цифры, научиться читать, считать, решать примеры и задачи, познакомиться с основами окружающего мира;

  • обеспечивают качественную подготовку ребёнка к школе;

  • позволяют ученикам начальных классов освоить и закрепить наиболее важные и сложные темы школьной программы;

  • расширяют кругозор детей и в доступной форме знакомят их с основами различных наук (биологии, географии, физики, химии).