Учимся делать уроки

Эта статья является продолжением статьи "Как правильно делать уроки", в которой рассказывается об этапе подготовки к выполнению домашних заданий. 

После того, как выполнен подготовительный этап к выполнению уроков (подготовлено рабочее место, ребенок настроился на работу, и есть четкий план, в какой последовательности выполнять задания), можно приступать к их выполнению.

На этом этапе также существуют правила, соблюдение которых позволяет повысить эффективность работы:

    1. чередование видов деятельности и перерывы
  • 1.1. Работать, не переключаясь, длительное время сложно, поэтому во время выполнения уроков нужно делать перерывы (как перемены в школе) и стараться чередовать виды работы. Одним видом деятельности (например, решением примеров или написанием упражнения и т.д.) ребенок не должен заниматься более 30 минут подряд. Если за это время не выполнил все задание, то нужно либо сделать перерыв, либо позаниматься чем-то другим (например, почитать или выполнить рисунок), а потом вновь вернуться к первому делу. Чередование разных занятий снижает утомляемость. Не зря говорят, что смена вида деятельности — это уже отдых.
  • 1.2. качество отдыха (т.е. чем ребенок занимается во время перерывов) также влияет на эффективность работы. Компьютерные игры или просмотр телевизора — плохой вариант "отдыха". Лучший вариант — физическая активность (небольшая разминка, игра с домашним питомцем, выполнение какой-то работы по дому). Также хороши для отдыха различные конструкторы и творческая деятельность (рисунки, поделки и т.д.). Тем более что при этом можно "убить двух зайцев" — и выполнить какое-то творческое задание (а они в начальной школе бывают достаточно часто), и отдохнуть от выполнения письменных заданий.
    2. поощрение за выполненные задания
  • 2.1. Хвалите ребенка ЗА КАЖДОЕ выполненное задание (а не только в самом конце). Подчеркивайте, что он стал делать лучше (написал более аккуратно, чем вчера, сделал меньше ошибок, решил такую сложную задачу сам и т.д.). Ни в коем случае не сравнивайте своего ребенка с другими ("...а вот Маша (Саша) делает быстрее/лучше/аккуратнее...").
  • 2.2. Научите ребенка самого оценивать свой результат — обсудите с ним, доволен ли он тем, как сделал работу, что было сложно, а что не вызвало затруднений, что узнал нового и чему научился в процессе выполнения. Хорошо сравнивать с тем, что раньше было сложно, а теперь стало получаться легче, раньше не знал, а теперь знает. Т.е. у ребенка должно быть устойчивое ощущение прогресса, что он делает все с каждым разом все лучше и лучше, узнает все больше и больше, и вообще он — молодец! При этом похвала и оценка результата важны для младшего школьника не только в конце работы, но и в процессе — после каждого выполненного задания, это помогает поддерживать интерес к выполнению последующих заданий.
  • 2.3. Помогает поддерживать мотивацию к выполнению заданий (а также ничего не упустить из виду) наличие списка всех дел с отметками о выполнении. Для этого еще на этапе планирования хорошо бы составить список всех заданий, которые нужно выполнить сегодня, а потом, по мере выполнения, ставить в этом списке отметку (галочку/плюсик/вычеркивать). Эта простая процедура помогает визуализировать результат, т.е. ребенок наглядно видит, что он уже сделал, что ему осталось, и видит динамику — вначале не было "плюсиков", а потом они появились...
    3. если нужно что-то учить наизусть (стихи, текст, иностранные слова), важно вернуться к этому заданию несколько раз:
  • вначале прочитать весь текст от начала до конца;  
  • постараться понять смысл и представить соответствующие тексту картинки (образы); 
  • затем учить, разбивая на кусочки (стих - по 2-4 строки, текст по предложениям или абзацам), повторяя каждый кусочек по несколько раз и добавляя каждый новый отрывок к выученному ранее тексту; 
  • несколько раз (2-3 раза) повторить весь текст от начала до конца. И сделать перерыв в заучивании. 
  • повторить весь выученный текст 2-3 раза через 20 минут. При этом может оказаться, что запомнилось не все, можно посмотреть в учебник, вначале прочитать, потом повторить наизусть. Важно, чтобы первое повторение выученного было раньше чем через час после заучивания, т.к. ученые доказали, что около 60% всей полученной информации забывается в течение первого часа. 
  • второе повторение важно сделать через 6-8 часов после заучивания. Т.е. если есть задание выучить что-то наизусть, лучше сделать это одним из первых уроков, чтобы потом перед сном повторить, и чтобы к этому времени с момента заучивания прошло около 6 часов. 
  • третье повторение через 12-24 часа после заучивания (на следующий день утром или днем).  
  • если важно, чтобы выученное осталось в памяти надолго (например, иностранные слова), нужно повторить это через неделю.

    Таким образом, схема заучивания наизусть выглядит следующим образом:

    Как запомнить текст наизусть
    4. Если ребенку что-то не понятно, он не знает, как выполнять задание — не торопитесь сразу все объяснить.
    Попросите его немного подумать, "что-нибудь придумать", предложить хоть какие-то варианты, как, по его мнению, это можно сделать, пусть напишет на листочке (на черновике) любые варианты. Потом уже эти варианты вам нужно будет вместе с ним разобрать. Если среди них был правильный или частично правильный — обязательно похвалите, подчеркнув, что он САМ смог найти решение. Если правильных вариантов не было, не ругайте, поддержите, скажите, что главное — что он старался, и в следующий раз, наверняка, получится лучше. Важно, чтобы ребенок знал, что имеет право на ошибку, чтобы не боялся ошибаться — для этого все дети и учатся (если бы все знали все правильные ответы и решения сразу, то учиться было бы не нужно...)
    5. Нужно ли взрослому сидеть с ребенком в процессе выполнения уроков?
    Идеальный вариант, когда ребенок сам делает уроки. Конечно, не у всех это получается легко и сразу... Но постепенно идти к этому нужно. Безусловно, взрослый должен помогать в первое время на этапе планирования. Когда ребенок уже приступает к выполнению заданий, лучше не сидеть с ним рядом. Вначале можно просто находиться в той же комнате, где он делает уроки, а затем, постепенно, и оставлять его одного за работой. Такой подход помогает развивать самостоятельность у ребенка и повышает его ответственность за выполнение заданий. Ребенок должен понимать, что учеба и выполнение уроков — это ЕГО работа, ЕГО ответственность, а у взрослого есть СВОЯ, другая работа и ответственность за нее.

И вот наступает радостный момент, когда все уроки выполнены, все "плюсики" в плане проставлены! Но работа на этом не совсем закончена — нужно осуществить еще третий этап — завершение выполнения уроков.

На этом этапе нужно убрать свое рабочее место, собрать портфель на следующий день, а все оставшиеся книги, тетради, материалы, которые использовались, разложить на свои места.

После этого обязательный момент — похвала. Взрослый должен похвалить ребенка за старание, усердие, за аккуратность, терпение и т.д. Хорошо, если сам ребенок тоже себя похвалит. Мысль о том, что "Я — молодец!" очень положительно влияет на самооценку ребенка, на его настроение и желание учиться.

Ну и наконец, можно получить намеченный на этапе планирования "приз" — прогулку, игру, что-то вкусное!

Мы понимаем, что описанные в этой и предыдущей статье правила выполнения уроков не очень просты, чтобы их выполнять нужно будет приложить усилия и взрослому, и ребенку. Но выполняя их, вы поможете сформировать своему ребенку много полезных привычек, которые будут служить ему на протяжении всей жизни, а не только во время учебы в школе — это привычка планировать свою работу; не откладывать не срочные дела на последний момент; следить за своим рабочим местом, материалами и инструментами; и многие другие. И, безусловно, выполнение этих правил поможет ребенку научиться делать уроки достаточно быстро и качественно, так, чтобы оставалось время еще и на другие интересные дела!

Мы желаем вашим детям успехов в учебе, хорошего настроения и много интересных дел!

 

Автор: Руководитель проекта "Разумейкин", психолог Павлова Татьяна