С решением различных задач людям приходится сталкиваться каждый день, причем всем — и взрослым, и детям. Умение решать различные типы задач свидетельствует о развитии мышления человека, а интерес к решению задач является залогом их успешного решения.
Для дошкольников решение задач важно превратить в увлекательную игру, в которой нужно что-то выяснить, узнать, найти. Как это сделать — опишем чуть ниже, а пока выделим основные типы задач, решение которых будет полезно для развития дошкольников:
1. Математические задачи (такие задания для детей можно разбить на 4 вида):
1.1. Прямые задачи.
Например: На заборе сидели 3 птицы, а к ним прилетели еще 2. Сколько всего стало птиц на заборе?
1.2. Обратные задачи.
Например: На заборе сидели птицы. После того, как к ним прилетели еще 2, всего на заборе стало 5 птиц. Сколько птиц сидело на заборе вначале?
1.3. Задачи с 1 героем.
Например: У Коли было 6 конфет. После завтрака он съел 1 конфету. Сколько конфет осталось у Коли?
1.4. Задачи с 2 героями (для более старших детей в задаче может быть и большее количество персонажей).
Например: У Коли было 6 конфет, а у Маши - 4. Сколько всего конфет было у Коли и Маши вместе?
2. Логические задачи и задачи на сравнение.
Например: У Кати и Даши были домашние животные — котёнок и щенок. У Даши был не щенок. Какое животное было у Кати?
Саша младше Вовы, а Вова младше Пети. Кто из ребят самый старший?
3. Задачи на смекалку.
Например: Сидит кошка на окошке. Хвост, лапы, уши - все как у кошки, но это не кошка. Кто это? (кот).
Так как же превратить решение задач в увлекательное занятие для дошкольника?
- Во-первых, важно помнить, что основным типом мышления для детей 5-6 лет является наглядно-образное мышление, а в затруднительных ситуациях (например, при решении задач) они возвращаются к наглядно-действенному мышлению. Соответственно, при решении задач нужно использовать счетный материал — палочки, кубики, карандаши, пуговицы и прочее.
- Во-вторых, важно объяснять ребенку ход решения задачи, а не говорить ответ. Для объяснения хода решения как раз и помогают действия с предметами — перекладываем, "прибавляем", "отнимаем", сравниваем их.
Очень хорошо, если ребенок может сам нарисовать рисунок или схему к задаче. Это свидетельствует о том, что он хорошо понял условие задачи.
- В-третьих, для закрепления и лучшего понимания нужно решать подряд несколько аналогичных задач.
- В-четвертых, обязательно хвалите малыша даже за незначительные успехи, подбадривайте его, не показывайте своего огорчения, если решение задач даётся ребёнку нелегко.
Курсы детей 5-6 лет на сайте Разумейкин содержат много интересных, весёлых и поучительных заданий, которые помогут вашему ребёнку научиться решать все перечисленные типы задач. Каждое задание для дошкольников на нашем сайте содержит картинки-иллюстрации, озвученный вопрос и подробное объяснение правильного решения и ответа.
Выполнить пробные задания в разделе "Математика для детей 5-6 лет" ваш ребёнок может прямо сейчас.