Устный счёт

Сегодня перед поступлением в школу ребёнок должен знать буквы, цифры, уметь считать и читать простые выражения. Многие школы советуют мамам и папам научить ребёнка этому до прихода в 1 класс. На справедливый вопрос родителей: «Неужели детей не научат в школе вычитанию и сложению» можно дать такой ответ: «Конечно, научат. Но ребёнку будет гораздо сложнее запомнить материал под «давлением» школьной программы чем сверстникам, научившимся считать деревья и машины по дороге в садик».

Устный счёт развивает сообразительность, смекалку, тренирует память и мышление. Поэтому начинать учиться можно, когда ребёнок проявляет первый интерес к счёту: считает ступеньки, игрушки, делится вещами. Ненавязчиво, с помощью стишков, считалочек превратите игру в занятие. Не загружайте малыша больше 10-15 минут сразу. Если давить, ребёнок никогда не полюбит цифры и математику. Развивать устный счёт можно только после того, как ребёнок считает ступеньки в пределах 10, называет количество предметов на картинке, составляет по просьбе 5 игрушек, знает, что такое «больше» и «меньше».

Почему это важно? Счёт в уме – высший пилотаж для дошкольника. Малышу трудно считать без игрушек или палочек. Дошкольник еще не мыслит образами, а только конкретными предметами, которые можно потрогать. Воспользуйтесь этим, чтобы объяснить состав числа: 1 – один кубик, потрогай его; 2 – теперь 2 кубика, возьми их в ручки. Главное: малыш должен понять, что за каждым числом стоят игрушки, яблочки и т.д., а не пустота. Тогда, считая в уме, ребёнок не запутается в абстрактных числах, а будет представлять их вес и состав.

Первый способ освоить устный счёт – выполнять упражнения с опорой на состав числа. Подходит для дошкольников.

    1. Самое простое, не требующее никаких материалов, упражнение – «Покажи 6 пальцев разными способами». (Количество, которое нужно показать, конечно, может быть любым от 4 до 10).
    2. Магазины игрушек предлагают весёлые и активные игры для тренировки устного счёта. Например: «Арбуз» (с 3 лет), «Турбосчёт», «Котосовы» (с 4 лет), «Фрукто 10» (с 5 лет), «10 Свинок» (с 6 лет) и др. По цене: 200-1300 р. Процесс игры захватывает детей. Они соревнуются и забывают, что игра в основе обучающая. Такая игра увлечёт даже взрослого, а заниматься нужно всего 15 минут в день.
    3. Развить устный счёт помогут числовые домики, которые можно изготовить самостоятельно из цветной бумаги или фетра на липучках. Хорошо дети воспринимают игры, в которых кубики или фигурки размещаются по «домикам». К жителям «домиков» могут приходить-прибавляться или уходить-вычитаться гости. Главная задача такой игры, чтобы ребёнок наглядно представил себе, из скольких элементов состоят числа.
    4. Онлайн тренажёры. Сейчас существует большое количество онлайн тренажёров по устному счёту. Во многих из них можно выбрать уровень сложности. На сайте «Разумейкин» в разделах «Счёт и цифры», «Математика для 7-8 лет» и «Математика для 9-10 лет» представлены не только примеры и задачи для устного счета, но и короткие обучающие видео.

Второй и третий способы развития устного счёта сложнее, чем первый. Их можно использовать при обучении младших школьников.

Второй способ – заучивание таблиц.

Существуют таблицы на сложение и вычитание, умножение и деление. Главное — сначала прорешать с ребёнком несколько примеров, чтобы он понял, как работать с таблицей, а потом ребёнок сам будет представлять таблицу в уме при счёте. Сочетайте такой способ с напевками, считалками, типа: "Дважды два - четыре..."
Таблицы на сложение и деление подойдут для наглядного объяснения. Заучивать их не нужно. А вот без таблицы умножения никуда. Ее учим.

Третий способ – использование специальных приёмов устного счёта, например:

    1. Если нужно прибавить 7, 8 или 9 — округлите до 10, а потом вычтите добавку. 46+8= 46+10-2= 54
    2. При прибавлении двузначного числа: если последняя цифра больше 5, то округляем до 10, а потом вычитаем добавку; если последняя цифра меньше 5, то сначала складываем десятки, потом единицы. 34+29 = 34+30-1 = 64-1 = 63
    3. При сложении трёхзначных чисел — разбиваем на сотни, десятки, единицы. 249+533 = (200+500)+(40+30)+(9+3) = 782
    4. При умножении на 4, 6, 8, 9:
    число * на 4 = число * 2 * 2;
    число * на 6 = число * 2 * 3;
    число * на 8 = число * 2 * 2 * 2;
    число * на 9 = число * 3 * 3.
    Аналогично при делении.
    5. При умножении на 5 — сначала умножаем на 10, потом делим на 2. 12*5 = (12*10):2 = 120:2 = 60
    6. При делении на 5 — сначала умножаем на 2, потом делим на 10. 125:5 = 125*2:10 = 250:10 = 25
    7. При умножении на 9 — сначала умножаем на 10, потом вычитаем начальное число. 3*9 =3*10-3 = 30-3 = 27

 

Описанные способы — снова устного счёта. Вариантов их использования множество. Главное правило: не учите ребенка счёту по линеечке, прибавляя по единице. Так мышление не разовьётся, и ребенок будет считать медленно. Лучше считать группами чисел, чтобы запоминались результаты вычислений. Главное в устном счёте — это не столько решение примеров, сколько развитие смекалки, сообразительности, реакции, внимания и памяти. Эти навыки пригодятся в жизни ребенку больше, чем просто умение считать. Превратите обучение в игру, и тогда ребенок проявит инициативу.