×

Дорогой друг!

Сейчас ты можешь выполнить пробные задания

Внимание

Твои звёздочки

0
1 уровень сложности

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

2 уровень сложности

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

3 уровень сложности

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Развитие внимания у детей дошкольного возраста — важная часть их подготовки к школе.

Внимание — это способность человека сосредоточивать сознание на чем-либо. Внимание бывает непроизвольное и произвольное. О непроизвольном внимании говорят, когда человек неожиданно для самого себя сосредотачивается на чем-либо. Произвольное внимание предполагает волевое усилие.  В школе ребенку часто необходимо сознательно удерживать внимание на задании важном, но мало занимательном. 

Внимание дошкольника носит в основном непроизвольный характер. Ребенок не может управлять своим вниманием и часто оказывается во власти внешних впечатлений. Это проявляется в отвлекаемости, невозможности сосредоточиться на чем-то одном и частой смене деятельности. Взрослым нужно относиться к подобным фактам с пониманием и помнить, что это закономерный этап в развитии внимания у детей.  

 Основными характеристиками внимания являются следующие:

- объем (количество воспринимаемых одновременно объектов);

- концентрация (степень погружения человека в проблему);

- устойчивость (как долго человек может следить за чем-либо);

- распределение (возможность следить за несколькими признаками одновременно);

-  переключаемость (легкость/затрудненность перехода от одной работы к другой).

Данные свойства внимания относительно независимы друг от друга: внимание, продуктивное в каком-то одном отношении, может быть не столь совершенным в другом.

Внимание — психическая функция, на недостаточность развития которой наиболее часто жалуются учителя начальной школы. Поэтому занятия по развитию внимания очень важны при подготовке ребенка к школе. Внимание, как и другие психические функции, формируется в рамках ведущей деятельности дошкольника — игре.  В старшем дошкольном детстве в развитии ребенка особое место занимают сюжетно-ролевая игра, а затем игры с правилами. Сначала роль, а потом правило регулируют поведение детей. Так формируется произвольность поведения и психических процессов, ребенок учится контролировать непосредственные импульсы без раздражения и негатива, получая от игры удовольствие.  Родители должны понимать это и не относиться к игре, как к чему-то малозначительному. 

Развивать внимание можно также при помощи специальных упражнений. Предлагаемые на сайте в данной теме задания направлены на тренировку различных характеристик внимания. Они обязательно помогут вашему ребенку стать более внимательным! Для усиления развивающего эффекта вы также можете предлагать ребенку несложные упражнения на тренировку внимания во время прогулок и дома. Рассмотрим некоторые из них.

Проще всего дошкольнику сосредоточиться на зрительно воспринимаемой информации. Осенью соберите с ребенком листья клена, предложите выбрать один и внимательно его рассмотреть. Затем перемешайте выбранный лист с остальными и попросите ребенка найти тот, который он разглядывал. То же упражнение можно проводить с ракушками, камешками, фруктами, овощами и т.д. Любимым детьми и очень полезным для развития концентрации внимания и воображения является разглядывание облаков. Попросите ребенка посмотреть на какое-нибудь облако и предположить, на что оно похоже. Концентрировать внимание полезно на самых разных объектах. Сначала лучше брать знакомые и интересные объекты (игрушки, бытовые предметы), а затем переходить к незаметным и непривлекательным. Например, попросите ребенка сосредоточить внимание на ножке стола и рассказать, что он заметил. Постепенно вводите в игры концентрацию на звуковых сигналах. Предложите ребенку за минуту услышать как можно больше звуков на улице или дома. Затем попросите его переключаться с одного звука на другой: например, то слушать шум машин, то звук капающей из крана воды. Наиболее сложно сконцентрироваться на ощущениях собственного тела — можно предложить ребенку лечь, расслабиться и почувствовать, как он дышит, глотает. 

Задания на тренировку помехоустойчивости, как правило, довольно трудны для ребенка-дошкольника. Это объясняется тем, что задания со сбивающим фактором требуют достаточно высокого уровня развития произвольного внимания. Поэтому предлагать их надо после того, как ребенок достигнет определенного успеха в предыдущих заданиях. Например, можно предложить малышу послушать незнакомый рассказ, через некоторое время дать ему для рассматривания картинку, не относящуюся к содержанию рассказа, и продолжить чтение. После прочтения попросите ребенка пересказать услышанное.  

Если ребенку трудно будет сразу справиться с какими-либо заданиями, не расстраивайтесь и не ругайте его. Начните тренировку с более легких заданий. Постарайтесь увлечь ребенка, учитывать его реальное психофизическое состояние. Помните, что процесс развития требует времени, терпения и определенных усилий как со стороны детей, так и со стороны взрослых. 

В случае устойчивых затруднений обращайтесь за консультацией к нашим психологам. 

Удачи вам, и пусть занятия приносят радость!