×

Дорогой друг!

Сейчас ты можешь выполнить пробные задания

Память

Твои звёздочки

0
1 уровень сложности

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

2 уровень сложности

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

3 уровень сложности

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Память — это способность получать, сохранять и воспроизводить информацию. Память бывает кратковременной и долговременной. Обычно человек запоминает 3–5 последних единиц информации (цифр, слов, предметов и т.п.) Это и есть объем кратковременной памяти, который равен объему внимания. В кратковременной памяти информация хранится всего несколько минут, затем она забывается или переходит в долговременную память. Последняя не ограничена по объему и времени хранения информации. 

В дошкольный период память у детей развивается очень интенсивно. Вспомните, сколько вопросов задает ребенок в этом возрасте и какой объем информации получает. Когда учителя говорят родителям, что у их ребенка плохая память, последние часто недоумевают, ведь их чадо прекрасно запоминает рекламу, сложные имена героев компьютерных игр, марки машин и т.п. Дело в том, что в школе чаще всего требуется произвольное запоминание, а в повседневной жизни преобладает непроизвольное, основанное на эмоциях и интересе. Произвольные формы запоминания и воспроизведения начинают складываться в 4–5 лет. Наиболее благоприятные условия для развития произвольной памяти создаются в игре: так, количество слов, которое запоминает ребенок в роли покупателя, посланного в магазин за определенными товарами, больше, чем количество слов, запоминаемых по прямому указанию взрослого.

В зависимости от того, какие ощущения преобладают, говорят о зрительной, слуховой, двигательной и других видах памяти. Зрительная память связана с сохранением и воспроизведением зрительных образов. У дошкольников иногда встречается так называемая эйдетическая память: вспоминая что-нибудь, воспринятое раньше, ребенок как будто снова видит это перед глазами и может описать во всех подробностях. Слуховая память — это хорошее запоминание и точное воспроизведение различных звуков, как речевых (слухоречевая память), так и других. Этот вид памяти имеет большое значение в развитии ребенка. В частности, в школе от него потребуется усваивать на слух до 70% информации. Наш сайт позволяет успешно тренировать эту способность. 

Память каждого человека имеет свои особенности. У одних лучше развита зрительная память (для лучшего запоминания им надо увидеть/прочитать), у других — слуховая (хорошо запоминают «с голоса»), у третьих — двигательная (необходимо записать, чтобы запомнить). Особенности памяти детей надо знать и учитывать при обучении. Но специально тренировать необходимо все виды памяти, так как память, данная от природы, не есть что-то постоянное — под влиянием внешних условий она развивается и изменяется. Развитие памяти у детей наиболее эффективно при соблюдении определенного порядка в работе. Вне зависимости от того, какой вид памяти вы развиваете, начинать надо с процессов узнавания, затем — воспроизведения, и наконец — избирательности памяти. Сначала предложите ребенку запомнить 3–7 изображений животных/растений, или движений, или звуков/слов, а затем предложите ему узнать эти стимулы среди 10–15 аналогичных. Вначале запоминаемый материал «прячется» среди резко отличающегося от него, затем — среди похожего. После того, как ребенок достигнет определенных успехов в узнавании разных стимулов — зрительных, слуховых, двигательных, тактильных и др., — можно просить его воспроизвести предъявленный для запоминания материал (нарисовать, проговорить, показать). И только потом переходить к упражнениям на избирательность памяти: например, покажите ребенку 5–7 игрушек в ряд, затем попросите его отвернуться и поменяйте некоторые предметы местами. Задача ребенка — восстановить первоначальный порядок.

Родители должны помнить, что без опоры на понимание никакое усвоение знаний невозможно. Зубрежка приводит к переутомлению, потере интереса к занятиям и другим негативным последствиям. Вот почему так важно обучать ребенка различным приемам запоминания. Например, если ребенок в задании припомнить продемонстрированные ранее предметы/картинки испытывает трудности, предложите ему посмотреть на них еще раз и представить, каковы эти предметы на ощупь, какие звуки они могут издавать, как они пахнут и т.п. Вы увидите, что результат станет гораздо лучше. 

Игры на развитие памяти у детей очень разнообразны и многочисленны. Многие дети очень любят рисовать пиктограммы — картинки, позволяющие припомнить предложенные для запоминания слова через час и более после предъявления.  Еще одна любимая детьми мнемотехника — составление рассказа по несвязанным между собой картинкам/словам. Разложите на столе картинки изображениями вниз. Ребенок берет одну из картинок и начинает рассказ. Затем вы берете следующую, кладете ее рядом с предыдущей и продолжаете рассказ с использованием предмета, изображенного на картинке. И так до того момента, пока картинки не закончатся. Начните с 5 картинок, от раза к разу увеличивая их число. Спустя 15–20 минут (можно и больше) попросите ребенка припомнить картинки в нужном порядке. Это задание требует определенной свободы мышления, так как иногда картинки не так-то просто связать по смыслу. Постарайтесь выйти за рамки привычных связей. Чем парадоксальнее и смешнее будет ваш рассказ, тем лучше запомнятся картинки. Ведь прочность запоминания очень часто основана на эмоциональной памяти: то, что вызывает у ребенка эмоции, запоминается им без труда и на более длительный срок. 

Заучивание стихов, изучение иностранных языков, кроссворды, счет в уме, решение логических задач, игры в шахматы и шашки — все это способствует улучшению памяти в любом возрасте. И не забывайте о физических нагрузках, которые увеличивают приток кислорода в мозг и активизируют все психические процессы. 

Мы убеждены, что занятия на нашем сайте и выполнение этих рекомендаций значительно улучшат память вашего ребенка. 

Веры в успех вам и вашему ребенку!