×

Дорогой друг!

Сейчас ты можешь выполнить пробные задания

Речь

Твои звёздочки

0
1 уровень сложности

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

2 уровень сложности

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

3 уровень сложности

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых. Готовность или неготовность ребенка к обучению в школе во многом определяется уровнем его речевого развития. Это связано с тем, что именно при помощи речи, устной и письменной, ему предстоит усваивать всю систему знаний. 

У детей нередко наблюдается не резко выраженное отставание в речевом развитии, которое в дошкольном возрасте обычно не привлекает к себе особого внимания, но в дальнейшем значительно затрудняет овладение письмом и приводит к появлению в нем специфических ошибок, не поддающихся коррекции обычными школьными методами. Поэтому очень важно обращать пристальное внимание на развитие речи у детей, выявлять и преодолевать самые незначительные отклонения в речевом развитии до начала обучения грамоте. Перечислим основные ориентиры нормального речевого развития ребенка на момент поступления в 1-й класс:

- правильное произношение всех  речевых звуков. Для речи ребенка дошкольного возраста характерны недостатки звукопроизношения. В норме все возрастные особенности в произношении звуков речи должны исчезнуть к 5–6 годам. Если этого не произошло, обязательно обратитесь к логопеду;

- четкое различение на слух всех звуков речи. Если некоторые звуки кажутся ребенку одинаковыми, он неизбежно будет испытывать затрудние при выборе соответствующих этим звукам букв во время письма. Например, при неразличении Б и П, не будет знать, какую букву надо написать первой в слове «бочка»;

- владение элементарными навыками звукового анализа слов. Ребенок к началу обучения в школе должен уметь выделять в слове первый и последний звуки, определять, есть ли произнесенный взрослым звук в том или ином слове. На нашем сайте эти и другие умения ребенка отрабатываются в рамках темы «Подготовка к обучению грамоте» в блоке «Обучение»;

- достаточный словарный запас. В словаре старшего дошкольника должны быть представлены все основные части речи. Предложите ребенку поиграть в такую игру: поочередно называть 5 предметов, относящихся к какой-либо логической группе (деревья, цветы, птицы, овощи и т.п.) Раньше дети играли в такую игру, одновременно ударяя мячом об пол. Начиналась она такими словами: «Я знаю 5 …» (имен девочек/мальчиков, насекомых, садовых цветов и т.д.) В словаре ребенка должны присутствовать обобщающие слова: одежда, посуда, фрукты и др. Расширяя запас глаголов, можно предложить ребенку вопросы следующих типов: как передвигается змея, человек, кузнечик? Как подает голос (что делает) петух, корова, лягушка, голубь? Чем занимается повар, художник, врач? Словарь прилагательных можно расширить, предлагая ребенку подобрать как можно больше признаков к предмету (Стол какой? Платье какое? и т.п.) Помогайте ребенку учитывать самые разные признаки предмета (массу, форму, цвет, вкус, размер, запах, материал, температуру, принадлежность и др.)  

- сформированность грамматического строя речи. Для правильного построения предложений необходимо умение грамматически верно согласовывать слова между собой. Попросите ребенка образовать множественное число от разных слов (стол, дерево, ухо, лоб, ветер, бельчонок, пень и т.д.), закончить такие предложения: «Три шара, а пять …», «Две шеи, а пять …», «Одно зеркало, а семь …», «Два уха, а шесть …» и т.п.; образовать имена прилагательные от существительных: стул из дерева – …  (деревянный), шуба из меха - …, сумка из кожи - …, миска из олова - …, лошадка из глины - …, коробка из картона - … и др. И обязательно доброжелательно поправляйте ошибки ребенка в спонтанной речи;

- владение связной речью. Связная речь детей аккумулирует успехи по освоению ими родного языка и предполагает умение четко и последовательно выражать свои мысли. Проверить владение ребенка связной речью легко – надо попросить его рассказать, что он видит на доступной его пониманию сюжетной картинке. Если ребенок описывает картинку двумя-тремя не связанными по смыслу предложениями, или, что еще хуже, просто перечисляет изображенные на картинке предметы и явления, его связная речь находится в плачевном состоянии. Побуждайте ребенка рассказывать о каких-то приятных и интересных событиях (посещение зоопарка, поездка к бабушке), пересказывать содержание понравившихся мультфильмов. При этом направляйте сбивчивый рассказ ребенка в нужное русло при помощи вопросов. Научите ребенка давать полный ответ на вопрос. Полезно делать это после прочтения сказки. Если вы предложите ребенку вопросы по тексту в нужной последовательности и ребенок даст на них полные ответы, получится пересказ данной сказки, то есть связное речевое высказывание.

Больше читайте ребенку, разговаривайте с ним, расширяйте его кругозор, и тогда его речь будет грамотной и богатой. Задания сайта обязательно помогут в развитии речи вашего ребенка

Удачи и побольше положительных эмоций вам и вашему ребенку!