Грамота

Данная тема включает два раздела – «Подготовка к обучению грамоте» и «Буквы и чтение»

Раздел «Подготовка к обучению грамоте» направлен на формирование у ребенка ориентировки в звуковой стороне речи. Основной задачей раздела является развитие у детей фонематического слуха во всех его проявлениях. Фонематический слух – это способность слышать отдельные звуки (фонемы) в слове. В педагогической среде давно ведется широкая дискуссия о методах обучения дошкольников чтению и основам грамоты. Спорят о целесообразности и полезности формирования у дошкольников навыков звукового анализа слов, о единицах языка и т.д. А тем временем в школах обучение грамоте по-прежнему ведется по традиционной системе, основанной на аналитико-синтетическом методе: сначала анализ звукового состава слова, затем синтез  букв при чтении. Этой же системы придерживались и мы, разрабатывая данную тему на нашем сайте. Причин этому несколько. Во-первых, у ребенка не возникнет непонимания и необходимости переучиваться при обучении грамоте в школе. Во-вторых, данная система обладает рядом существенных, на наш взгляд, преимуществ: привлечение внимания ребенка к звуковой стороне языка позволяет предупреждать перестановки и пропуски букв и слогов при письме; при обучении по данной методике у ребенка целенаправленно формируются умственные действия, применение моделей и схем стимулирует развитие мышления; данная методика наиболее согласуется со структурой русского языка. Последние исследования подтвердили то, что люди даже про себя читают слова по буквам, то есть мысленно произносят буквы, прежде чем понять, что за слово перед ними. Но из-за того что процесс этот происходит мгновенно, кажется, что мы воспринимаем слово целиком. Кроме того, этот метод прост, не требует специальной подготовки, знаком большинству родителей, так как сами они учились читать именно так. Мы считаем, что если ребенок начинает учиться читать в 5-6 лет, этот метод можно считать оптимальным, хотя и не модным сегодня.

Если задания на звуковой анализ слов окажутся трудными для вашего ребенка, не огорчайтесь. Эти задания требуют определенного уровня развития коры  головного мозга, которая в дошкольном возрасте бурно развивается. Можете вернуться к этим заданиям спустя какое-то время или помочь ребенку в их выполнении.

В данном разделе дети знакомятся со звуками речи и некоторыми их характеристиками (гласный/согласный, мягкий/твердый), учатся выделять звук в слове в разных позициях (начале, конце, середине слова), знакомятся с понятиями «слог», «ударение» и «предложение». 

Раздел «Буквы и чтение» знакомит ребенка с буквами и позволяет сформировать навык чтения. Раздел основан на традиционном подходе к обучению чтению, однако, порядок знакомства с буквами, некоторые методические приемы и способ подачи материала являются авторскими. Обратите внимание, что согласные буквы называются без призвука гласной: не [бэ], а [б], не [эф], а [ф] и т.д. Это облегчает ребенку установление взаимосвязи между буквой и звуком. А с названиями букв он познакомится позднее при изучении алфавита. Для более легкого и прочного запоминания букв целесообразно задействовать максимальное количество анализаторов. В ходе занятий на сайте ребенок слышит соответствующий букве звук, видит букву целиком и поэлементно, конструирует ее из проволоки, шнурка или пластилина, прочерчивает пальцем. Дома вы можете предложить ему конструирование букв из камешков, спичек, палочек, теста. Очень полезны игры с «шершавыми» буквами (вырезанными из наждачной или бархатной бумаги). Сначала можно предложить ребенку провести по букве пальцем так, как она пишется. Этот прием помогает запомнить направление движения руки при написании буквы. Затем предложите ребенку узнать выученную букву среди нескольких других при зажмуренных глазах. 

Пригодятся также вырезанные буквы или набор магнитных букв для составления слов.

В качестве закрепления навыка чтения вы можете распечатывать таблицы слогов и слов, которые даются в обучающей части, и предлагать их ребенку. Помните, что путь от звука к слогу и слову надежен, но достаточно труден. Поэтому на первых порах ребенок, скорее всего, не будет понимать смысл прочитанного. Обязательно спрашивайте, что за слово он прочитал, при затруднениях предложите прочесть это слово еще раз.

Задания на прописывание печатных букв высылаются на электронную почту. Распечатайте их, пожалуйста, и предложите ребенку. Лучше, если ребенок будет писать буквы так, как показано в образце. 


Терпения и удачи вам и вашему малышу!