Геометрические фигуры для детей

1145

Геометрия — одна из самых увлекательных областей математики, и она доступна даже самым маленьким детям. Изучение геометрических форм помогает развивать навыки анализа, логического мышления, способствует формированию представления о пространстве, прививает любовь к точным наукам. Дети начинают интересоваться геометрическими формами, когда они учатся распознавать их в окружающем мире, обращают внимание на фигуры и контуры вокруг себя. Поэтому и к обучению стоит приступать как можно раньше.

 

Особенности восприятия геометрических форм у малышей

Маленькие дети познают мир через ощущения и визуальное восприятие. Они могут видеть формы в абстрактных объектах, таких как облака или пятна на стене. Однако в возрасте от 1.5 до 6 лет есть определенные особенности в их восприятии:

  • С 6-8 месяцев малыш способен зрительно распознавать знакомые ему фигуры. 
  • В 1.5-2 года ребенок может найти нужную фигуру среди других.
  • К 3 годам малыши могут правильно называть и выделять несколько видов фигур, складывать из них простые объекты.
  • В 4 года малыш способен соотносить плоское изображение с объемными фигурами, сравнивать их и находить отличия.
  • Примерно в 6 лет дети готовы к анализу изображений, которые состоят из большого количества различных фигур, могут моделировать сложные объекты из простых геометрических форм.

В соответствии с этим можно выделить следующую последовательность знакомства с геометрическими формами:

  • В 1 год начать знакомство можно с круга, как самой простой формы.
  • В 2-3 года для изучения добавляются квадрат и треугольник.
  • В 3-4 года — ромб, овал и прямоугольник.
  • В 5-6 лет — сложные формы, такие как многоугольники, трапеции, параллелограммы.
  • В 6-7лет можно знакомить детей с объёмными фигурами и их названиями.

Этапы изучения геометрических фигур

Обучение геометрическим формам у малышей и младших дошкольников следует проводить последовательно, учитывая их возрастные особенности:

1. Знакомство
Начните с наиболее простых фигур: круг, квадрат, треугольник. Покажите детям реальные предметы с этими формами (например, мяч, книга, треугольный флажок) и объясните, как они выглядят, показывайте карточки. На этапе знакомства лучше всего визуализировать геометрические формы, а именно лепить, делать аппликации из разных материалов, вырезать и т. п. Чем больше тактильных и эмоциональных ощущений получит ребенок, тем легче и прочнее усвоится информация.

2. Сравнение и классификация
Учите детей сравнивать и классифицировать различные предметы по форме. Разложите геометрические фигуры перед малышом и пусть он сортирует их, разделяет на группы, говоря, какие похожи или чем отличаются, выделяет большие и маленькие из них.

3. Построение форм
Научите детей воссоздавать фигуры с помощью конструкторов или рисования. Поощряйте придумывать собственные узоры и композиции.

4. Понимание свойств форм
Объясните ребенку основные свойства геометрических фигур, такие как количество сторон, углов, ребра и длины сторон. Используйте простые примеры и практические задачи для закрепления знаний.

По мере освоения простых геометрических фигур стоит добавлять новые, более сложные, усложнять игры и задания.

Игры и упражнения для изучения геометрических фигур

Обучение детей можно сделать увлекательнее и эффективнее, используя игры. Вот несколько вариантов таких заданий, которые помогут в изучении геометрических форм:

  • Сортер

Пожалуй, это самая простая и доступная игра. Ее можно приобрести в готовом виде или смастерить самому. Вариантов игр очень много. Но то, что сделано своими руками или вместе с детьми всегда вызывает больше интереса и радости. Подготовьте геометрические фигуры разных размеров и цветов, разложите их на полу. Также на полу обозначьте скотчем контуры квадрата, круга и треугольника. Задача малыша — собрать все фигуры и разложить их по «своим домикам». 

  • Ищем половинки

Распечатайте или вырежьте из цветной бумаги различные фигуры, разрежьте их на две или три части. Разложите все элементы перед ребенком и предложите ему найти нужные детали и соединить их.

  • Обводим и раскрашиваем 

Распечатайте или нарисуйте геометрические фигуры сами на листе. Попросите ребенка обвести контур карандашом. Если малыш еще не способен сам это сделать, возьмите его ручку и обведите вместе с ним фигуру пальчиками. Например, сначала указательным, потом средним, безымянным и т. д. Можно обводить сразу двумя руками, тренируя межполушарные связи. Затем предложите их раскрасить, заштриховать или «спрятать» (залепить пластилином). Также можно найти похожие объекты в комнате.

  • "Угадайка"

Подготовьте небольшой непрозрачный мешочек и сложите в него объемные фигуры: кубики, мячики, пирамидки и др. Предложите малышу найти кубик, он должен на ощупь определить предмет и достать его из мешочка, аналогично с другими предметами.

  • Простое моделирование

 Для того, чтобы сделать фигуры на плоскости, можно использовать ватные, счетные палочки или палочки от мороженого. Детям постарше стоит предложить сделать объемные модели, добавив для креплений пластилин или размоченный нут.

  • Ассоциации

Подготовьте карточки с фигурами и изображения предметов, где хорошо просматриваются геометрические формы, например, воздушный шарик, шапка-колпак, рожок мороженого и другое. Задача - сопоставить объекты с фигурами.

  • Мозаика

С малышами стоит начать с простых мозаик. Подготовьте фигуры, обведите их контур на листе разноцветными маркерами. Ребенок должен верно определить оттиски фигур. Можно составлять мозаики из деталей Лего, просите при этом ребенка называть форму и цвет фигур.

  • Найди и раскрась

Распечатайте на листе различные фигуры. Подготовьте образец, например, нарисуйте красный квадрат, синий круг, зеленый треугольник. Задача ребенка определить фигуру и верно ее раскрасить в соответствии с образцом.

  • Геометрический лабиринт

Вариант 1. Распечатайте изображения фигур — для малышей: квадрата, круга, треугольника, для детей постарше и другие фигуры. Разместите их на полу в несколько рядов. Ребенок должен перебраться с одной стороны на другую, передвигаясь только по заданным изображениям, например, разрешено наступать только на квадраты.
Вариант 2. Аналогично предыдущей игре подготовить поле с фигурами на полу. Ребенок получает карту в которой указана последовательность фигур в виде цепочки. Задача — повторить этот путь. 

  • Онлайн-игры

Такие игры всегда вызывают много положительных эмоций у детей. Они продуманы, имеют систему проверки, способствуют легкому запоминанию информации. Как правило, на сайтах уроки дозированы по времени и соответствуют возрастным особенностям и потребностям малыша. А главное, учиться можно в любое время и любом месте. Например, на сайте «Разумейкин» в разделе Тренажеры ребенок может познакомиться с основными фигурами в игровой форме.

Советы родителям по ознакомлению детей с геометрическими фигурами 

  • Поддерживайте интерес ребенка к геометрическим объектам, с помощью бесед и игр.
  • Обучение должно быть позитивным, чтобы ребенок получал удовольствие от процесса.
  • Чаще обращайте внимание на геометрические формы в повседневной жизни и вокруг себя: часы, дома и т.п. Ищите их во время прогулки или по дороге в детский сад.
  • Наряду с обычными игрушками, должны быть фигуры правильной формы, такие как мячи, кубики и т. п.
  • Чем больше ощущений будет у ребенка во время изучения геометрических форм, тем лучше, например, можно: лепить, клеить, рисовать, трогать, гладить, готовить еду, есть, строить и т.д.
  • Когда просите ребенка что-то подать или принести, стоит уточнять форму этих предметов, например, круглая тарелка, квадратное блюдце и др.
  • Готовьте вместе с малышом блюда различной геометрической формы: круглые блины, треугольное печенье, квадратный торт и др.

Обучение геометрическим формам — важный этап в развитии детей. С пониманием особенностей восприятия малышей, последовательным обучением, играми и упражнениями, а также активным участием родителей, дети смогут легко усвоить основы, которые будут полезны в их будущем образовании. Помогите вашим детям открыть мир геометрии и почувствовать радость от учения!
 

Онлайн-занятия на сайте «Разумейкин»:

  • развивают внимание, память, мышление, речь — а именно это является основой для успешного обучения в школе;

  • помогают изучить буквы и цифры, научиться читать, считать, решать примеры и задачи, познакомиться с основами окружающего мира;

  • обеспечивают качественную подготовку ребёнка к школе;

  • позволяют ученикам начальных классов освоить и закрепить наиболее важные и сложные темы школьной программы;

  • расширяют кругозор детей и в доступной форме знакомят их с основами различных наук (биологии, географии, физики, химии).

 

Читайте также