Дети от 3 до 8 лет очень подвижны, и иногда родители, наблюдая за малышом, задумываются: «А не гиперактивен ли он? Ведь ни минуты не может спокойно посидеть, в детском саду ломает игрушки, дома прыгает без конца…» Как же понять, гиперактивен ребёнок или просто активен?
Гиперактивность — синдром дефицита внимания и повышенной активности, связанный с неврологическими и поведенческими нарушениями. Главная проблема малышей с этим синдромом — неразвитость воли и внимания. Они не могут сосредоточиться на одном и поэтому постоянно вертятся. Но интеллект у них не нарушен.
Если вы сомневаетесь в том, насколько здоров ваш ребёнок, не слушайте, что говорят люди. Обратитесь к неврологу.
Одной из причин синдрома гиперактивности может быть проблема с шейным отделом позвоночника (вывихи, нестабильность позвонков, неправильная сформированность) — в результате у ребёнка пережата позвоночная артерия, и кислород с питательными веществами не поступает в нужном объеме к головному мозгу, а это ведет к сокращению времени работоспособности до нескольких минут.
Гиперактивные дети изначально добрые, открытые, жизнерадостные. Обидеть могут, но не специально, а из-за недостатка самоконтроля. Так как правила даются им с трудом, они часто нарушают социальные нормы. И сверстники их отвергают, не берут с собой играть, учителя критикуют и т.д.
К подростковому возрасту синдром гиперактивности проходит и не оставляет после себя последствий, если в дошкольном и школьном возрасте с ребёнком правильно обращались.
Итак, если у вас гиперактивный ребёнок — что делать?
-
1. Не заглушайте симптомы таблетками, а найдите проблему. Обратитесь к врачу, пройдите обследование, при необходимости решите проблемы с позвоночником. Врач также назначит упражнения, которые закрепят у ребёнка правильное положение тела.
-
2. Сделайте акцент на развитии мышления. Оно компенсирует недостаток внимания, и в результате работоспособность поднимется.
-
3. Не сдерживайте активность. Чем больше давить, там сильнее ребёнок в следующую минуту взорвется. Лучше дайте ему эту минуту, пусть попрыгает.
-
4. Запишите ребёнка в спортивную секцию, чтобы энергия выплескивалась там.
-
5. Обозначьте границы дозволенного и постоянно напоминайте о них ребёнку. Просьбы проговаривайте по нескольку раз. Если намечается поездка, предупреждайте заранее.
-
6. Поддерживайте, показывайте, что гордитесь успехами малыша. У гиперактивных детей чувствительная нервная система, и это влияет на формирование самооценки. Ваше доброе слово пойдет только на пользу.
-
7. Из-за чувствительности быстро перевозбуждаются. А это плохо. Избегайте тех мест или обстоятельств, когда ребёнок может перевозбудиться. Например, шумных и многолюдных мероприятий.
-
8. Такие дети очень переживают, если обидели другого и чутко реагируют на ласку. Поощряйте лаской.
-
9. Дети с гиперактивностью хотят признания и похвалы. Запишите ребёнка в театральный или вокальный кружок. На сцене он точно почувствует себя звездой.
-
10. Мама не должна брать на себя всю ответственность за ребёнка. Просите о помощи, найдите того, с кем бы вы могли всегда посоветоваться, например с психологом в школе. Объедините усилия с воспитателем или учителем. Гиперактивные дети способны хорошо учиться, если будут учтены их особенности. Например: первая парта, чередование заданий, возможность встать, попрыгать и сесть заниматься дальше.
-
11. Уберите дома лишние вещи. Так они уцелеют после ребёнка-урагана, и вы будете тратить меньше сил на уборку.
-
12. Делите задания на короткие и четкие шаги.
-
13. Учите находить контакт с другими людьми. Например: «Если хочешь рассказать историю, сначала спроси, готов ли твой друг её послушать».
-
14. Развивайте память и внимание.
Помните, что гиперактивность пройдёт. Но надо пережить самый бурный период. Не берите всю ответственность на себя. Воспитание гиперактивного ребёнка — задача не из лёгких. Просите о помощи.
Занятия на нашем сайте помогут в развитии памяти, внимания, мышления. При этом заниматься можно всего по несколько минут за один раз — нет необходимости сидеть длительное время как на занятиях с преподавателями. Можно выполнить одно-два задания и поиграть или размяться, через некоторое время снова вернуться к занятиям, что будет очень полезно и для активного, и для гиперактивного ребёнка.