Игры на развитие речи дошкольников

7071

Развитие речи дошкольниковДети приходят в детский сад с определенным словарным запасом. На протяжении всей дошкольной жизни этот запас пополняется, ребенок учится его использовать: грамотно строить предложения, согласовывать части речи, корректно подбирать различные формы слов для выражения своих мыслей. К поступлению в первый класс ребенок должен иметь правильно сформированный грамматический строй речи, должен уметь свободно и грамотно пользоваться различными элементами русского языка.

Для каждого периода дошкольного возраста существуют подходящие игровые упражнения, с помощью которых ребенок развивает свою речь, учится грамотно строить фразы. Игры, которые мы предлагаем ниже, предназначены для формирования грамматического строя речи ребенка 5-6 лет. Конечно, не стоит забывать об индивидуальных особенностях: речевое развитие зависит от множества факторов, некоторые дети могут справиться с такими заданиями уже в 4 года.

Подобные развивающие игры универсальны: их можно предложить ребенку в любой ситуации, с разными наборами вспомогательных материалов или в формате вербальной игры. В них можно играть в группе или в паре. Если ваш ребенок собирается в первый класс, обязательно предлагайте ему играть в такие игры.

  1. “Скажи по-другому”
    Задача: научить дошкольника использовать синонимы.
    Попросите ребенка придумать как можно больше слов, которые подошли бы к предложенному вами слову или словосочетанию в качестве синонимов. Например: быстро — скоро, сразу, мгновенно, живо; цветок завял — зачах, высох; день дождливый — мокрый, сырой, ненастный. В такую игру можно играть ситуативно: на прогулке, например, подбирать синонимы к тому, что встречается по дороге.
  2. “Найди каждому домик”
    Задача: научить определять слоговый состав слова.
    В такую игру очень удобно играть, используя детали конструктора или небольшие одинаковые квадраты из картона. Подготовьте игрушки, которые нужно будет заселить в домики. Подбирайте такие, чтобы слово состояло из 1-3 слогов, не больше: кот, лиса, машина. Предложите ребенку расселить их в домики по следующему принципу: сколько слогов в слове, столько окошек в домике. Так, для слова “кот” понадобится одинарная деталь конструктора или один картонный квадратик, а для слова “машина” — тройная деталь или три квадратика. Если ребенку понравится “расселять” игрушки, можно предложить ему позвать гостей к новоселам и расположить их по такому же принципу.
  3. “Посчитай”
    Задача: показать дошкольнику, как образуется множественное число существительных, как согласуется существительное с числительным.
    Возьмите игрушку и предложите ребенку посчитать так, если бы таких игрушек было много. Например, у него есть одна машинка. 2,3,4 — машинки; 5-10 — машинок. Посчитайте так же зайцев, собак, дома, цветы и пр.
  4. “Из простого — сложное”
    Задача: показать дошкольнику, как из двух простых слов получается сложное.
    Предложите ребенку заменять длинные фразы на словосочетания из двух слов. Взрослый называет фразу, а ребенок изменяет ее так, чтобы получилось существительное и одно сложное прилагательное. Например:
    • у собаки длинный хвост — собака длиннохвостая;
    • радуга состоит из семи цветов — радуга семицветная;
    • у девочки голубые глаза — девочка голубоглазая;
    • хлеб только что испекли — свежеиспеченный хлеб;
    • бабочка с яркими крыльями — яркокрылая бабочка;
    • станок обрабатывает дерево — деревообрабатывающий станок.
  5. “Мое слово”
    Задача: дошкольник тренируется согласовывать существительные с местоимениями “мой”, “моя”, “мое”, “мои”.
    Для игры можно использовать мяч. Взрослый называет слова, ребенок должен отвечать чьи они. Важно следить, чтобы ребенок согласовывал местоимение и существительное правильно. Например: слон - мой, кошка - моя, дерево - мое, очки - мои. Можно изменить условия: взрослый в произвольном порядке произносит одно из четырех местоимений, а ребенок придумывает подходящее слово (мой - мяч, мое - одеяло и т.д.).
  6. “Как правильно сказать?”
    Задача: дошкольник тренируется образовывать прилагательные от существительных.
    Взрослый предлагает фразы, а ребенок придумывает правильное прилагательное-определение. Примеры фраз:
    • Если за окном жара, то день (жаркий).
    • Если на ботинке грязь, то ботинок (грязный).
    • Если человеку не везет, то человек (невезучий).
    • Если молоко приносит пользу здоровью, то молоко (полезное).
    • Если роза источает аромат, то роза (ароматная).
    • Если человек делает другим добро, то человек (добрый).
  7. “О чем речь?”
    Задача: увеличить словарный запас, научить дошкольника подбирать существительные к прилагательным.
    Взрослый предлагает одно прилагательное-качество, ребенок называет все известные ему существительные, подходящие под это качество. Спросите ребенка: “Что бывает деревянное?”. Затем бумажное, стеклянное, меховое, металлическое, пластмассовое и т.д.
  8. “Помоги закончить предложение”
    Задача: научить дошкольника образовывать сравнительную степень прилагательных.
    Взрослый предлагает фразы, а ребенок должен договорить последнее слово по образцу. Примеры фраз:
    Ручей длинный, а река еще (длиннее).
    Ты сильный, а папа еще (сильнее).
    Весна теплая, а лето еще (теплее).
    Город большой, а страна еще (больше).
    Веревка тонкая, а нить еще (тоньше).
    Река глубокая, а озеро еще (глубже).
  9. “Чей нос?”
    Задача: показать дошкольнику, как образуются притяжательные прилагательные.
    Для игры можно взять игрушки или карточки-картинки. Играя с медведем, попросите ребенка менять фразы: нос медведя — медвежий нос, лапа медведя — медвежья лапа и т.д. То же проделайте с зайцем, лисой, котом и пр.
  10. “Праздничный ужин”
    Задача: показать дошкольнику, как образуются относительные прилагательные.
    Предложите ребенку придумать меню на праздник. Взрослый называет состав блюда или напитка, а ребенок должен подобрать соответствующее прилагательное (“какой напиток” или “какое блюдо”). Например:
    • пюре из картофеля — картофельное пюре;
    • сок из ягод — ягодный сок;
    • суп из грибов — грибной суп;
    • соус из чеснока — чесночный соус;
    • котлета из свинины — свиная котлета;
    • салат из овощей — овощной салат.
Также приглашаем вашего ребенка выполнить онлайн-задания для развития речи у нас на сайте в разделе "Речь".

 

Автор: Педагог-психолог Антонина Валевич

Онлайн-занятия на сайте «Разумейкин»:

  • развивают внимание, память, мышление, речь — а именно это является основой для успешного обучения в школе;

  • помогают изучить буквы и цифры, научиться читать, считать, решать примеры и задачи, познакомиться с основами окружающего мира;

  • обеспечивают качественную подготовку ребёнка к школе;

  • позволяют ученикам начальных классов освоить и закрепить наиболее важные и сложные темы школьной программы;

  • расширяют кругозор детей и в доступной форме знакомят их с основами различных наук (биологии, географии, физики, химии).