Как не кричать на ребенка

1894

Крик вызывает у ребенка только три реакции: ступор, бегство и нападение. Ни в одной из них мозг не способен мыслить разумно, потому что он отключается. Крик не приносит никакой пользы. Если вы кричите, то, скорее всего, у вас вырастут тревожные дети.

Часто мы считаем, что нас специально выводят из равновесия, делая что-то назло. Рассуждая подобным образом, мы всю вину перекладываем на другого и не решаем самой проблемы. А она прячется глубоко у нас внутри. Давайте разберемся, из-за чего нам хочется кричать.

Первая причина крика — страх. Мы любим своего ребенка и готовы оберегать его от всего на свете. Но он этого не понимает и будто нарочно испытывает наше терпение. Мы боимся, как бы ребенок не заболел, не ударился и т.д. В нашей жизни растет огромная гора «Нельзя». Под запретом все, что по-нашему мнению может навредить. Когда количество запретов переваливает за несколько десятков, они перестают восприниматься как что-то по-настоящему опасное. Действительно, «нельзя» есть перед телевизором и «нельзя» вставлять пальцы в розетку — совершенно разные вещи. Лучше вместо категорического запрета предложить ребенку альтернативу. Например: «Если ты хочешь ходить по лужам, то давай вернемся и наденем резиновые сапоги», «Если ты хочешь лить воду, пойдем в ванну, я дам тебе тазик». Так возникает ситуация диалога. Абсолютных запретов должно быть немного, остальные нежелательные вещи лучше обозначить как «опасные». Например: «Опасно гулять зимой без шапки, потому что можно очень сильно заболеть».  Помните еще и о том, что ребенок учится на вашем примере. Если вы едите перед телевизором, то почему он должен делать это на кухне?

Вторая причина крика — постоянная нехватка времени. Гораздо проще и быстрее сделать все самому: застегнуть пуговицы, помыть тарелку и т.д. Нам некогда ждать, когда это сделает ребенок. Он точно растянет процесс на три часа. А мы спешим. Как быть? Прикрикнуть, чтобы поторопился? Вспомните: помогал ли вам крик инструктора по вождению быстрее научиться управлять автомобилем? Ребенок только осваивает мир, а это требует времени и терпения. Хочет сам одеваться — начинайте собираться не за полчаса, а за полтора до выхода. Ведь если вы возьмете на себя все обязанности, никто из родных не оценит ваш труд. Они же не знают, как тяжело бывает что-то сделать. Пусть у них сначала получается хуже, чем у вас. Главное помните, что качество зависит от количества повторений.

Третья причина — усталость. Мы постоянно забываем о своих интересах: «Ладно, сейчас куплю ребенку сапоги, а себе через год». Наши личные желания, отложенные на неопределенное «потом», постепенно из мечты превращаются в привычку постоянно желать и не получать желаемого. Сколько лет вы сможете проработать без отпуска, пока не попадете в больницу с нервным истощением? Признак усталости — периодические срывы и постоянное чувство вины. Помните, когда у вас случаются истерики — это бунтует ваш внутренний ребенок, которому вы постоянно говорите «нельзя». Договаривайтесь с ним через альтернативы. Например: «Хорошо, сегодня я не пойду в кино, а займусь домашними делами, но в субботу утром обязательно схожу на фильм и пробегусь по магазинам».

И последняя причина — родительская модель. Как часто вы говорите: «На нас в детстве тоже кричали, но мы же выросли нормальными людьми»? Если довольно часто, то подумайте о том, что вас воспитывали в другой исторической обстановке. Неосознанное подражание родителям — не залог успешного воспитания детей. Изменились требования к личности. Если раньше основным положительным качеством считалось послушание, то теперь ценится активность и самостоятельность. Мы, с одной стороны, требуем от ребенка самостоятельности, а с другой — резко ограничиваем его свободу (будь послушным = устаревшая модель), в том числе и в принятии решений. Две противоположные установки в голове не могут мирно прожить рядом — они вызывают внутренний конфликт, а за ним растерянность, страх, злость и крик.

Получается, что причина крика не в окружающих людях, а в нас самих. Прислушайтесь к себе и решите свои внутренние проблемы.

Онлайн-занятия на сайте «Разумейкин»:

  • развивают внимание, память, мышление, речь — а именно это является основой для успешного обучения в школе;

  • помогают изучить буквы и цифры, научиться читать, считать, решать примеры и задачи, познакомиться с основами окружающего мира;

  • обеспечивают качественную подготовку ребёнка к школе;

  • позволяют ученикам начальных классов освоить и закрепить наиболее важные и сложные темы школьной программы;

  • расширяют кругозор детей и в доступной форме знакомят их с основами различных наук (биологии, географии, физики, химии).