Как ожидания взрослых влияют на успешность детей

338

«Выступает заслуженный мастер спорта и олимпийская чемпионка...» — так представляла шестилетнюю Елену Исинбаеву на домашних «соревнованиях» между сёстрами её мама. Это пророчество сбылось! А что говорите вы своим детям?

Одарённый ребенокНаши слова, как положительные, типа «Ты молодец!», «Я горжусь тобой!», «У тебя обязательно получится!», так и негативные — «Ты неудачник», «Двоечник», «Тупица» — формируют у ребёнка представление о себе. Ведь он нам очень верит, и если мама или учитель что-то говорит, это значит, что так и есть! И потом он свое поведение «подстраивает» под полученные представления.

Но более того, значение имеют не только наши слова, но и наши установки, представления, то что мы сами думаем о ребёнке.

Я хочу рассказать вам об одном очень интересном эксперименте, который провел американский психолог Роберт Розенталь. Вместе со своим коллегой в начале учебного года он провел исследование в одной из американских школ и «выявил» наиболее способных учеников, тех, кто «показал» наилучшие результаты в тестах на интеллект. Их фамилии сообщили учителям. При этом педагоги были удивлены, т.к. перечисленные дети не отличались в учебной деятельности от всех остальных. Однако, психологи утверждали, что это — одарённые дети и они себя еще проявят! (Хотя на самом деле ребята в эту группу были выбраны случайным образом, они на самом деле не показали никаких выдающихся или отличающихся от других результатов). При этом учителей просили не говорить детям о полученных результатах и не называть лучших.

Прошел учебный год, и исследователи провели новое тестирование. В нём все дети, названные в начале года «одарёнными», показали результаты намного лучше всех остальных. Показатели их интеллекта стали намного выше чем в среднем по классам. Теперь этих детей заслуженно можно было назвать успешными и одарёнными! Таким образом эксперимент доказал, что мы получаем то, во что верим. Учителя, убеждённые в одарённости детей, своим поведением и отношением «спровоцировали» активное развитие выбранных детей — вероятно, педагоги вольно или невольно показывали своё особое отношение, а дети стремились ему соответствовать, и тем самым добились значительных успехов.

Таким образом можно сказать, что если человек в чем-то убеждён, он непроизвольно начинает себя вести таким образом, что это осуществляется и/или получает подтверждение. Этот эффект получил в психологии название «эффект Розенталя» (или «эффект Пигмалиона», как назвал его сам исследователь, проводя аналогию с персонажем древнегреческой мифологии).

 

Верьте в своих детей — в их одаренность, в их способности, в их доброту! И вы получите то, во что верите!

А онлайн-занятия на сайте «Разумейкин» помогут вашему ребенку развить память, внимание, логику, речь; расширить кругозор; научиться читать и считать, а главное — научиться качественно учиться: слушать, слышать, выполнять задания, применять полученную информацию и не бояться ошибок!

Автор: Руководитель проекта "Разумейкин", психолог Павлова Татьяна

Онлайн-занятия на сайте «Разумейкин»:

  • развивают внимание, память, мышление, речь — а именно это является основой для успешного обучения в школе;

  • помогают изучить буквы и цифры, научиться читать, считать, решать примеры и задачи, познакомиться с основами окружающего мира;

  • обеспечивают качественную подготовку ребёнка к школе;

  • позволяют ученикам начальных классов освоить и закрепить наиболее важные и сложные темы школьной программы;

  • расширяют кругозор детей и в доступной форме знакомят их с основами различных наук (биологии, географии, физики, химии).

 

Читайте также