Развитие творческих способностей как способ интеллектуального развития детей.

Занятия творчеством являются одним из основных видов развивающих занятий с дошкольниками. Рисование, лепка, музыка, танцы и другие творческие занятия имеют огромное значение для общего развития ребенка 4 - 6 лет.

Сегодня мы хотим рассказать о некоторых упражнениях для детей 4 - 6 лет, выполнение которых, с одной стороны, способствует развитию музыкальных способностей (слуха и чувства ритма), с другой стороны, закладывает основу для успешной подготовки к школе и даже для успешного обучения в будущем.

Ни для кого не секрет, что люди с музыкальным слухом легче изучают иностранные языки, фонематический слух важен в процессе обучения чтению и письму, развитое чувство ритма помогает в освоении различных движений (спортивных, танцевальных), а также имеет значение для формирования четкой ритмичной речи.

Упражнения для развития чувства ритма очень простые, не требуют никакого оборудования и выполнять их можно даже по пути в садик и обратно. Основная идея этих упражнений — чтобы ребенок повторил заданный ритм.

С малышами 3 - 4 лет образец ритма должен быть простым. Например, вы делает 2 или 3 хлопка с равными интервалами и просите ребенка прохлопать так же. Потом 3 хлопка с разными интервалами(2 подряд и один после паузы, или наоборот: хлопок - пауза - 2 хлопка подряд). Постепенно ритмический рисунок нужно усложнять.

Ребенок 5 - 6 лет вполне может запомнить и повторить ритм из 10-12 хлопков. Правда, тут уже важно и взрослому не сбиться... Для этого можно про себя напевать знакомую мелодию, а ее ритм при этом выстукивать. Когда ребенок будет воспроизводить ритм, для проверки также можно мысленно соотносить его с задуманной мелодией.

Второе упражнение, полезное для развития чувства ритма, удобно выполнять когда вы куда-то с ребенком идете - можно взять его за ручку и ритмично ее сжимать, затем предложить малышу также ритмично сжимать вашу руку. Начинать нужно с простого ритма — 2-4 нажатия с разными паузами и постепенно доводить до ритма какой-либо мелодии.

Упражнения, способствующие развитию слуха, требуют наличия какого-либо музыкального инструмента (хотя бы детского синтезатора). Просим ребенка отвернуться, чтобы он не видел, как вы извлекаете звук (сколько клавиш нажимаете). Нажимаем разное количество клавиш одновременно(одну, две или три), а ребенок должен угадать, сколько клавиш нажато, т.е. сколько звуков он слышит. Если ребенок ответил не верно, просим его повернуться и нажимаем клавиши еще раз вместе и по очереди, чтобы ребенок услышал звуки по-отдельности и увидел, какие и сколько клавиш при этом нажимаются.

Следующее упражнение для развития слуха можно выполнить, даже используя детский ксилофон — просим ребенка отвернуться, нажимаем на одну клавишу и просим, чтобы ребенок нашел на клавиатуре или ксилофоне, какая нота звучала. Если клавиатура большая (например, на пианино), то для начала можно ограничивать диапазон поиска небольшим участком клавиатуры.

Уверены, что выполнение этих несложных упражнений понравится вашему малышу, т.к. это веселая и интересная игра. И в то же время выполнение этих упражнений будет полезно не только для развития музыкальных способностей ребенка, но и окажет положительное влияние в целом на его психическое и интеллектуальное развитие.