«Ребенок не хочет в школу» — с такой проблемой сталкивается большинство родителей. Некоторые реагируют на это, как на очередную ерунду, другие видят глобальные проблемы. При этом правда находится где-то посередине. Если ребенка обидел одноклассник — это не всегда буллинг, но если школьник плачет каждое утро, плохо спит, грызет ногти и мало ест — это безмолвный крик о помощи.
Признаки стресса у детей 6-9 лет:
1. Агрессия.
2. Быстрая утомляемость.
3. Плохой сон и перепады настроения.
4. Изоляция.
5. Страхи.
6. Регресс и плохая успеваемость.
Детские психологи выделяют 4 основные причины для нежелания посещать школьное учреждение:
1. Конфликты — не будем называть это буллингом, но дети приходят в школу и часто сталкиваются с конфликтными ситуациями, с новыми правилами жизни. Для них это существенная нагрузка на психику и если прибавить к этому нагрузку от школьной программы — получим маленького человека с большими проблемами.
2. Падение мотивации — это ведет к нежеланию учиться и посещать школу, потому что ребенок не понимает: зачем?
3. Режим — с неправильным режимом ребенок быстро утомляется и почти всегда чувствует усталость или недосып.
4. Адаптация — этот пункт актуален для первоклассников. Школьная адаптация может длиться до 6 месяцев.
Конфликты
Мы часто повторяем себе, что дети приходят в школу учиться, получать новые необходимые знания. И именно эти слова чаще всего звучат, когда родители пытаются утешить ребенка и заставить пойти в школу. Но такое отношение не соответствует действительности: первое, что делают дети приходя в школу — общаются. Общение с учителями, одноклассниками, учениками из других классов. Не всегда малыш видит и может передать родителям реальную картину конфликта, либо просто не в состоянии рассказать об этом родителям. Узнать об отношениях ребенка в коллективе можно, используя такую игру: предложите малышу нарисовать карту класса, обозначьте на ней самого ребенка, а также учителя и учеников. Дайте ребенку карандаши и попросите раскрасить всех на этом рисунке, а так же провести от воображаемого себя линии к другим: красная линия — человек тебе не нравится, зеленая — все хорошо, синяя — отношения нормальные, но вы не дружите (нейтрально). Попросите ребенка описать отношения с теми персонажами на картинке, кого он отметил красной линией.
Возможно, малышу будет сложно объяснить, что именно не так, и в чем суть конфликта, попросите двигаться через сюжеты: этот мальчик делает вот так, а я не люблю и т.д.
В случае, если ребенок провел красную линию к учителю, но не может объяснить, почему, попросите показать, а как учитель здоровается, что он говорит, если ребенок затрудняется с ответом, как он ведет уроки. Иногда дети, в силу возраста, не могут описать невербальные признаки презрения или агрессии, но ощущают их великолепно. При разговоре с учителями, всегда помните на чьей вы стороне. Так же психологи рекомендуют, обсуждая с ребенком конфликтные ситуации — обозначайте сою позицию: Ты можешь быть не прав, ты можешь ошибаться на уроках, мы можем с тобой ссориться — но я всегда буду на твоей стороне. Зачастую, детям сложно рассказывать о конфликтах, потому что они ощущают себя «плохими», и думают, что родители, узнав об этом, их разлюбят.
В случае выявления конфликтной ситуации, ее обязательно нужно обсуждать с учителем и находить пути разрешения.
Мотивация
Что вы чаще всего рассказываете ребенку о школе? Большинство родителей передают детям позитивные истории и установки о школе, но это не всегда верный подход. Поэтому у детей появляются завышенные ожидания, не соответствующие действительности: ребенок ждет веселых игр с одноклассниками на переменах, а получает уроки и редкие 10-минутные перемены.
Так же мотивация часто понижается у второклассников, когда они начинают получать оценки. Ребенок не получающий нужную ему оценку, расстраивается и вместо попыток улучшить ситуацию — отказывается ходить на урок.
Как повысить мотивацию:
1. Учите ребенка в игровой форме. Если проблемы с математикой, то предлагайте малышу математические игры, головоломки и т.д. На любое задание или предмет можно придумать игры, которые помогут школьнику отнестись к учебе легче.
2. Поддержите ребенка в его успехах и увлечениях. Не навязывайте ему секции и занятия, которые ему не интересны. Посмотрите, что его интересует, к чему у него есть склонности, но не заставляйте идти на хоккей, если ему просто нравится кататься на льду.
3. Маленькие регулярные поощрения. Награды должны быть небольшими и регулярными. Хвалите и поощряйте ребенка даже за маленькие результаты, а если они пока еще не такие, как вы ожидали, то за старание.
4. Интересуйтесь не оценками, а тем как у ребенка прошел день, что было интересного, что запомнилось.
5. Старайтесь уменьшить стресс до минимума, без лишних конфликтов и споров.
Режим
Часто причина нежелания идти в школу кроется в чем-то обычном, например, в усталости ребенка. Если малыш не выспался, конечно, он не захочет вставать и идти в школу.
Основные правила для родителей школьника:
1. Сон ребенка должен составлять 9-10 часов.
2. Старайтесь заканчивать выполнение домашних заданий за 3 часа до сна, чтобы дать ребенку время на игру и отдых. В идеальной ситуации завершите уроки до 17-00.
3. Если ребенок плохо засыпает, постарайтесь исключить гаджеты во 2 половине дня.
4. Включайте больше сезонных овощей и фруктов в рацион ребенка.
5. Старайтесь накормить ребенка завтраком с утра перед школой, чтобы дать организму чувство насыщения и бодрости.
Адаптация
Школьная адаптация серьезная нагрузка для детей, в основном ей подвержены первоклассники, но не стоит исключать ее и у учеников 2-3 классов после длинных летних каникул.
Как помочь ребенку лучше адаптироваться к школе:
1. Старайтесь избегать запугивания, нотаций и негативного настроя к школе, учителям и занятиям в целом.
2. Старайтесь давать ребенку больше самостоятельности.
3. Работайте над мотивацией.
4. Соблюдайте режим дня.
5. Не перегружайте доп. занятиями и секциями.
Если у ребенка нет желания посещать школу, конечно, родителям придется окунуться в эту проблему и разобраться в источнике, найти причину такого поведения — после этого можно предпринимать соответствующие действия.
На развивающей платформе Разумейкин ваш ребенок может учиться в игровой форме, увлеченно и с удовольствием. А если нежелание ходить в школу связано с успеваемостью и/или с мотивацией, наши занятия могут стать отличным решением, т.к. помогут ребенку в освоении сложных тем, а также помогут поверить в себя и не бояться ошибок.