Изучение стихов с детьми — это не просто увлекательное занятие, но и важный этап в их развитии. Однако, выбор подходящих стихотворений и правильная их презентация требуют особого внимания со стороны взрослых.
Зачем детям стихи
Чтение и заучивание стихов полезно для развития детей в различных аспектах — интеллектуальном, эмоциональном, творческом.
- Развитие речи: стихи обогащают словарь ребенка, развивают правильность и красоту речи.
- Тренировка чувства ритма: ритм и мелодичность стихов способствуют развитию четкости и динамики произношения.
- Формирование фонематического слуха: стихи построены на рифмующихся звуках, созвучном произношении. Это позволяет детям обращать особое внимание на звуковой состав слов, отрабатывать сложно произносимые звуки, подготавливаясь не только к чтению, но и письму.
- Развитие когнитивных функций: разучивание стихов, наблюдение за их звуковой структурой позволяет развивать слух, память, внимание и мышление ребенка.
- Стимуляция воображения: стихи создают яркие образы, развивая фантазию и креативное мышление.
- Активация мозга: заучивание даже небольшого стихотворения влияет на биохимические процессы в мозге — усиливает его кровоснабжение, активирует нейронные связи, а следовательно и все функции.
- Эмоциональное развитие: стихи помогают детям понимать и выражать свои эмоции, воспринимая эмоции автора, выраженные через рифмы и образы.
- Воспитание моральных ценностей: поэзия несет в себе важные уроки жизни и полезные нравоучения.
- Формирование любви к литературе и культуре в целом: поэты открывают мир поэзии и искусства через свои произведения, приобщая читателей к эстетике и культуре.
- Развитие актерского мастерства: каждое стихотворное произведение необходимо читать и воспроизводить с особым мастерством и интонацией, передавая чувства и «вживаясь» в них.
Как читать стихи
Очень важно правильно читать стихи, особенно при первом знакомстве с произведением. Когда есть интерес, то процесс восприятия и изучения проходит легче и эффективнее. Независимо от возраста ребенка первый раз читать должен взрослый, правильно расставлять смысловые акценты и голосовые интонации.
Рекомендации:
- Выбирайте стихотворения, соответствующие возрасту ребенка, чтобы поддержать его интерес.
- Читайте стихи эмоционально, используйте мимику и жесты для передачи смысла и настроения стихотворения.
- После чтения обсуждайте содержание стихотворения с ребенком, задавайте вопросы. Включайте малыша в диалог, вызывайте его интерес.
- Поощряйте создавать свои стихи или иллюстрации к прочитанным, придумывайте продолжение историй или инсценируйте их.
- Регулярно проводите чтение, не бойтесь повторяться и читать одно и то же стихотворение несколько раз. Это по новому раскрывает произведение, тренирует память и способствует заучиванию.
Подборка стихов для детей по возрастам
Стихи для малышей (0-2 года)
Знакомить со стихотворениями стоит уже с самого рождения, даже если ребенок не понимает значения слов, он отлично считывает эмоции и чувствует ритмичность произведения. Выбирайте стихи с простыми и понятными словами, четкой структурой и повторениями. При этом важной частью является иллюстрации, они помогают понять и запомнить содержание, прививают интерес к книгам. Но не стоит перегружать малышей излишними деталями и яркостью, так как восприятие еще слишком рассеяно и не постоянно.
Самыми первыми стихотворными произведениями должны стать колыбельные песни, потешки, приговорки и другое народное творчество. Такие стихи могут сопровождать ребенка от момента пробуждения до самого вечера. С года стоит знакомить с более сложными авторскими произведениями. Темы должны соответствовать интересу ребенка, например, игрушки, животные, предметы домашнего обихода —то, что малышу знакомо.
Список:
- Александрова З. цикл «Мой Мишка»
- Барто А. циклы «Игрушки», «Машенька»
- Белякова Э. «Стихи в ладошках»
- Маршак С. «Детки в клетке», «Где обедал воробей», «Усатый-полосатый»
- Пляцковский М. «Все могу я сосчитать», «Игра», «Слон», «У кого растут усы?», «На что похож гриб?»
- Степанов В. «Клубок», «Мурочка», «На кормушке», «Спать пора», «Няня Ваня», «Тишина»
- Токмакова И. «Каша», «Десять птичек», «Сонный слон», «Букваринск»
Стихи для детей дошкольного возраста (3-6 лет)
В этом возрасте дети более осознанны, они сами с интересом начинают просматривать знакомые им книги, просят почитать полюбившиеся произведения, могут следить за сюжетной линией. Выбирайте стихи с повторяющимися элементами, словами и звуками, отдавайте предпочтение стихам с яркими образами и звукоподражаниями, а также с элементами движений и ролевыми играми. Произведения не должны быть очень большими, с запутанной сюжетной линией.
В три года ребенок начинает обращать внимание на внешнее окружение, других детей, взрослых, учится выстраивать первые взаимоотношения. Поэтому темами становятся дружба, хорошие и плохие поступки, взаимопомощь. Не забывайте про яркие и забавные иллюстрации, они усиливают интерес к чтению и помогают понять произведение.
Список:
- Авдеенко К. «Попугай», «Дождик»
- Барто А. «Младший брат», «Я расту»
- Берестов В. «Котёнок», «Мишка, Мишка, лежебока»
- Маршак С. цикл «Круглый год», «Хороший день»
- Маяковский В. «Что такое хорошо»
- Осеева В. «Озорной дождик», «Утро», «Гостья»
- Сапгир Г. «Полосатые стихи»
- Сеф Р. «Однажды», «Муравей», «Спящее стихотворение»
- Степанов В. «Ёжик и дождик», «Гусь и цыплёнок»
- Токмакова И. «В чудной стране», «Один дома», «Котята»
- Успенский Э. «Берегите игрушки», «Если был бы я девчонкой»
- Чуковский К. «Муха-Цокотуха», «Доктор Айболит», «Телефон»
Стихи для детей 7 8 лет
Младшие школьники уже многое знают и умеют, а поступление в первый класс во многом меняет их образ жизни и взгляды на окружающий мир. Поэтому произведения для чтения становятся более замысловатыми, с постепенно увеличивающейся сложностью лексики. Учите видеть строение стихов, словесные обороты: стихотворения с использованием аллегорий и символов могут помочь развитию умственных способностей.
Выбирайте произведения с интересными сюжетами: сложные нравственные поступки, совесть, ответственность, честность, стихи о школе и дружбе.
Список:
- Аким Я. «Катин бублик», «Мужчина в доме»
- Барто А. «Леночка с букетом», «Ботаника больна», стихи о школе
- Бунин И. Стихи о природе
- Демьянов И. «Про Машу и манную кашу», «Про Авось и Небось»
- Заходер Б. «Перемена»
- Маршак С. «О мальчиках и девочках», «Рассказ о неизвестном герое»
- Маяковский В. Стихи для детей
- Михалков С. «Моя неделя», «Чистописание», «Лапуся»
- Мориц Ю. «Вышел котик на тропинку»
- Мошковская Э. Стихи о школе
- Некрасов Н. «Дедушка Мазай и зайцы»
- Плещеев А. Стихи о природе
- Пушкин А. Сказки
- Ревю И. «Каждый по-своему маму поздравит»
- Сапгир Г. «Забавная азбука»
- Успенский Э. «Переводные картинки», «Страшная история»
Стихи для детей 9 10 лет
Дети этого возраста способны анализировать сложные и многогранные произведения. Выбирайте стихотворения с глубоким смыслом, вводите классическую поэзию, знакомьте с особенностями строения стиха, ритмическим рисунком.
Тематика: произведения с моральными посылами, стихи о жизни, быте, о красоте природы и другое.
Возможность самостоятельно выбирать стихи и эмоционально их читать поможет развить самовыражение и уверенность в себе.
Список:
- Бальмонт К. «Капля»
- Гоголь Н. «Главные признаки»
- Денисов А. «Жизнь современных подростков»
- Дик Н. «Правильное решенье»
- Есенин С.
- Коновалова Т. «О характере»
- Крылов И. Басни
- Мандельштам О. «Буквы»
- Матыцина О. «Кот готовится к зиме»
- Мориц Ю. «Пони»
- Полак Ф. «Не всё решает в жизни красота»
- Пушкин А.
- Тютчев Ф.
- Хармс Д. «Неожиданный улов»
- Цветаева М. «В классе»
- Энтин Ю. «Ты человек»
Изучение стихов для детей — это не только образовательный, но и увлекательный процесс, способствующий гармоничному развитию ребенка. Выбирайте стихи с учетом возрастных особенностей, учтите с любовью и вдохновляйте маленьких поэтов на творчество. Помните, что поэзия — это мост к волшебному миру слов и чувств. Пусть стихи станут для детей не только средством развлечения, но учебным инструментом.