Формирование у ребенка пространственно-временных представлений — ключ к успешному обучению в школе. Ориентирование в пространстве, умение видеть расположение знаков на листе бумаги, понимание направлений и расстояний — всё это необходимо для усвоения программы 1-го класса. Без этих навыков ребенку будет сложно адаптироваться к школьной среде и выполнять учебные задания.
Развитие пространственных представлений через игры
Игры с конструктором, кубиками, пазлами и мозаиками отлично способствуют развитию пространственных представлений. Раскладывая перед собой игрушки и картинки, учите ребенка делать это слева направо и сверху вниз — так вы подготовите его к письму, чтению и счету в школе.
Практические советы
- Использование внешних опор. Если ребенок испытывает трудности в освоении пространства, используйте внешние опоры. Например, повяжите на левую руку красный шнурок, чтобы он знал, где левая сторона. С помощью такой маркировки вы дадите ребенку прекрасную опору для дальнейших манипуляций с внешним пространством — ведь представление о нем строится вначале от его собственного тела, а уже потом переходит в абстрактный план. Ребенок будет знать, что «слева» — это «там, где красный шнурок». Такие маркеры на первых порах должны присутствовать на ребенке постоянно. Постепенно ребенок научится ориентироваться без таких подсказок.
- Ориентация объектов. Учите ребенка располагать объекты относительно друг друга. После выработки навыка ориентации в пространстве относительно себя можно переходить к ориентации других объектов относительно друг друга. Ребенок овладевает пространством, изучая предлоги и понятия: «на», «над», «под», «за», «между», «выше", «ниже», «ближе», «дальше» — пусть ребенок расставляет игрушки и предметы, а также описывает их расположение, используя эти понятия. Например, «машинка стоит за коробкой, яблоко лежит на тарелке».
- Зеркальные упражнения. Значительные затруднения, как правило, вызывает у детей знакомство со схемой тела человека, стоящего напротив. Необходимо убедить детей на практике в том, что у человека, стоящего напротив, «все наоборот»: «Право — где у тебя лево, и лево, где у тебя право». Для этого поможет следующее упражнение: встаньте с ребенком друг за другом и возьмитесь за правые руки. Пусть ребенок убедится, что сейчас ваши правые руки находятся с одной стороны. Теперь повернитесь лицом друг к другу, не разнимая рук. Обратите внимание ребенка на то, что руки оказались перекрещенными. Хороший эффект дает также упражнение «Зеркало»: стоя или сидя с ребенком напротив друг друга, попросите его быть «зеркалом» — «отражать» ваши движения. Начните с движений одной рукой, затем другой, а потом двумя руками одновременно.
Двигательные и графические диктанты
Следующий этап в развитии пространственных представлений — двигательные и графические диктанты.
- Попросите ребенка выполнять команды, например: «шаг вправо, два шага влево». Если это легко, вводите повороты на 90 и 180 градусов.
- Предложите ребенку игры типа «Поставь фигуру в угол»: «Нарисуй круг в центре листа, квадрат в правом нижнем углу, овал в левом верхнем углу. Назови углы, которые остались пустыми. Заполни их сам с комментариями» (например, «Рисую звездочку в правом верхнем углу»).
- Рисунки на листах в клетку. Размер клетки подбирается в зависимости от возраста ребенка, уровня развития его мелкой моторики и степени сформированности координации глаз-рука (способен ли он не выходить за границы клетки, вести линию по границе клетки и т.д.) Начинайте занятия с тетради в крупную клетку или сами расчерчивайте лист на квадраты подходящего размера, постепенно переходя к более мелкой клетке.
Временные ряды
Важным параметром оценки сформированности у ребенка пространственных представлений является владение им временными рядами. Ребенок должен знать времена года, дни недели, месяцы. Очень часто ребенок не может усвоить эти ряды не потому, что у него недостаточно знаний об окружающем или с ним недостаточно занимаются, а потому, что у него недоформирована вся система пространственных представлений. Эти знания формируются постепенно: времена года — после 5,5 лет, дни недели — после 6,5-7 лет, месяцы — после 7,5 лет.
Недостаточный уровень развития пространственно-временных представлений может сказываться на всех школьных предметах, поэтому им следует уделять особое внимание в дошкольном возрасте.
Как «Разумейкин» помогает в развитии
На нашем сайте вы найдете увлекательные задания, которые помогут вашему ребенку освоить пространственно-временные представления и овладеть понятиями право-лево, верх-низ, ближе-дальше, изучить временные последовательности.
Игры, упражнения и задачи разработаны нашими специалистами с учетом особенностей восприятия детей 5-6 лет. Ваш ребенок сможет самостоятельно выполнять задания, получать награды за успехи и наслаждаться процессом обучения.
Присоединяйтесь к «Разумейкин» и помогите своему ребенку успешно подготовиться к школе. Увлекательные задания и игры сделают обучение веселым и эффективным.
Успехов вам и вашему малышу!