Пространственно-временные представления для детей 5-6 лет

1 уровень сложности
  • 1

    ...
  • 2

    ...
  • 3

    ...
  • 4

    ...
  • 5

    ...
  • 6

    ...
  • 7

    ...
  • 8

    ...
  • 9

    ...
  • 10

    ...
2 уровень сложности
  • 1

    ...
  • 2

    ...
  • 3

    ...
  • 4

    ...
  • 5

    ...
  • 6

    ...
  • 7

    ...
  • 8

    ...
  • 9

    ...
  • 10

    ...
3 уровень сложности
  • 1

    ...
  • 2

    ...
  • 3

    ...
  • 4

    ...
  • 5

    ...
  • 6

    ...
  • 7

    ...
  • 8

    ...
  • 9

    ...
  • 10

    ...

Формирование у ребенка пространственно-временных представлений — ключ к успешному обучению в школе. Ориентирование в пространстве, умение видеть расположение знаков на листе бумаги, понимание направлений и расстояний — всё это необходимо для усвоения программы 1-го класса. Без этих навыков ребенку будет сложно адаптироваться к школьной среде и выполнять учебные задания.

Развитие пространственных представлений через игры

Игры с конструктором, кубиками, пазлами и мозаиками отлично способствуют развитию пространственных представлений. Раскладывая перед собой игрушки и картинки, учите ребенка делать это слева направо и сверху вниз — так вы подготовите его к письму, чтению и счету в школе.

Практические советы

  1. Использование внешних опор. Если ребенок испытывает трудности в освоении пространства, используйте внешние опоры. Например, повяжите на левую руку красный шнурок, чтобы он знал, где левая сторона. С помощью такой маркировки вы дадите ребенку прекрасную опору для дальнейших манипуляций с внешним пространством — ведь представление о нем строится вначале от его собственного тела, а уже потом переходит в абстрактный план. Ребенок будет знать, что «слева» — это «там, где красный шнурок». Такие маркеры на первых порах должны присутствовать на ребенке постоянно. Постепенно ребенок научится ориентироваться без таких подсказок. 
  2. Ориентация объектов. Учите ребенка располагать объекты относительно друг друга. После выработки навыка ориентации в пространстве относительно себя можно переходить к ориентации других объектов относительно друг друга. Ребенок овладевает пространством, изучая предлоги и понятия: «на», «над», «под», «за», «между», «выше", «ниже», «ближе», «дальше» — пусть ребенок расставляет игрушки и предметы, а также описывает их расположение, используя эти понятия. Например, «машинка стоит за коробкой, яблоко лежит на тарелке».
  3. Зеркальные упражнения. Значительные затруднения, как правило, вызывает у детей знакомство со схемой тела человека, стоящего напротив. Необходимо убедить детей на практике в том, что у человека, стоящего напротив, «все наоборот»: «Право — где у тебя лево, и лево, где у тебя право». Для этого поможет следующее упражнение: встаньте с ребенком друг за другом и возьмитесь за правые руки. Пусть ребенок убедится, что сейчас ваши правые руки находятся с одной стороны. Теперь повернитесь лицом друг к другу, не разнимая рук. Обратите внимание ребенка на то, что руки оказались перекрещенными. Хороший эффект дает также упражнение «Зеркало»: стоя или сидя с ребенком напротив друг друга, попросите его быть «зеркалом» — «отражать» ваши движения. Начните с движений одной рукой, затем другой, а потом двумя руками одновременно. 

Двигательные и графические диктанты

Следующий этап в развитии пространственных представлений — двигательные и графические диктанты. 

  • Попросите ребенка выполнять команды, например: «шаг вправо, два шага влево». Если это легко, вводите повороты на 90 и 180 градусов. 
  • Предложите ребенку игры типа «Поставь фигуру в угол»: «Нарисуй круг в центре листа, квадрат в правом нижнем углу, овал в левом верхнем углу. Назови углы, которые остались пустыми. Заполни их сам с комментариями» (например, «Рисую звездочку в правом верхнем углу»). 
  • Рисунки на листах в клетку. Размер клетки подбирается в зависимости от возраста ребенка, уровня развития его мелкой моторики и степени сформированности координации глаз-рука (способен ли он не выходить за границы клетки, вести линию по границе клетки и т.д.) Начинайте занятия с тетради в крупную клетку или сами расчерчивайте лист на квадраты подходящего размера, постепенно переходя к более мелкой клетке.

Временные ряды

Важным параметром оценки сформированности у ребенка пространственных представлений является владение им временными рядами.  Ребенок должен знать времена года, дни недели, месяцы. Очень часто ребенок не может усвоить эти ряды не потому, что у него недостаточно знаний об окружающем или с ним недостаточно занимаются, а потому, что у него недоформирована вся система пространственных представлений. Эти знания формируются постепенно: времена года — после 5,5 лет, дни недели — после 6,5-7 лет, месяцы — после 7,5 лет. 
Недостаточный уровень развития пространственно-временных представлений может сказываться на всех школьных предметах, поэтому им следует уделять особое внимание в дошкольном возрасте.

Как «Разумейкин» помогает в развитии

На нашем сайте вы найдете увлекательные задания, которые помогут вашему ребенку освоить пространственно-временные представления и овладеть понятиями право-лево, верх-низ, ближе-дальше, изучить временные последовательности. 
Игры, упражнения и задачи разработаны нашими специалистами с учетом особенностей восприятия детей 5-6 лет. Ваш ребенок сможет самостоятельно выполнять задания, получать награды за успехи и наслаждаться процессом обучения.

Присоединяйтесь к «Разумейкин» и помогите своему ребенку успешно подготовиться к школе. Увлекательные задания и игры сделают обучение веселым и эффективным. 

Успехов вам и вашему малышу!