Дружеские отношения зачастую становятся той основой, которая помогает человеку противостоять жизненным трудностям, добавляет радость в жизни и оптимизм.
Итак, особенности дружбы в разном возрасте.
Как правило, дети до 3 лет акцентированы на себе, на отношениях с ближайшим окружением (мамой и другими членами семьи), они узнают себя и окружающий мир, взаимодействие с ровесниками им неинтересно. Могут общаться с другими детьми под присмотром взрослого. Малышам нужно подробно объяснять и показывать как взаимодействовать друг с другом в игре. Как правило, дети не умеют делиться игрушками, что совершенно нормально в этом возрасте.
Примерно с 4 лет ребенок начинает взаимодействовать со сверстниками, научается играть в совместные игры. Еще не умеет строить отношения и считает другом того, с кем играет. Дети начинают предпочитать играть друг с другом, а не поодиночке. Друзья могут меняться каждый день, вчера дружили, сегодня поссорились, завтра снова будут играть. Возможно непонимание, конфликты, игра и общение должны быть под присмотром взрослого, который способен продемонстрировать способы договариваться друг с другом.
С 5 лет, по мере формирования речи и навыков общения, дети все чаще выбирают друзей, разделяющих их интересы, с кем весело играть, кто делится игрушками или чем-то вкусным. В основе дружбы – совместная игра. В случае конфликта дружба прекращается. Девочки начинают дружить с девочками, а мальчики с мальчиками. Родители могут помочь детям научиться дружить, объясняя правила дружеского общения, то, что другие люди могут иметь другое мнение и чувства, и это важно учитывать при взаимодействии. Закладываются основы способности понять другого человека.
В 7 лет дружеское общение все более основывается на чувстве взаимности, на социальных действиях и оценке друг друга, дети начинают осознанно помогать друг другу и оценивают взаимодействие друг с другом. Самостоятельно играют в игры, придумывают правила. Чтобы дружба возникла, необходимо, чтобы у детей была возможность свободно играть со сверстниками. Эта свобода играть дает детям возможность понять, какие они с друзьями, как правильно общаться, чтобы появилась дружба.
Примерно к 9 - 10 годам у детей формируется понятие доверия, появляются близкие друзья. Игра становится дополнением к дружбе. Ребенок понимает, что друзья помогают друг другу, что важно взаимное доверие, общие интересы, отзывчивость, доброта и внимательность. Появляются лучшие друзья. Друзей начинают ценить за личностные качества. В случае ссоры дети пытаются разобраться и найти совместное решение проблемы.
От 12 и старше. Дружеские отношения подростков становятся похожи на взрослую дружбу, базируются на взаимопонимании, ценится преданность. Отношения с друзьями могут быть ближе, чем с родителями. Друзья помогают друг другу, выручают, делятся чувствами, стараются не обижать друг друга. Родителям важно знать, с кем дружит ребенок, но не навязывать своего мнения, при этом проговаривая плюсы и минусы.
Если у ребенка возникают трудности в установлении дружбы, можно, поняв, в чем причина, помочь ему преодолеть ее, или, по мере роста ребенка обучать его «слагаемым» дружбы - научить знакомиться, начинать разговор, научить просить о помощи и предлагать помощь, научить делиться, проявлять заботу, как вести себя при конфликте, как переживать разочарование, научить благодарить и принимать благодарность, научить умению заканчивать разговор и прощаться. Конечно, лучше всего, если умению дружить ребенок научится до подросткового возраста, тогда он сможет более уверенно выбирать хороших друзей и отказываться от общения с теми, с кем не готов дружить из чувства подростковой солидарности.
В дошкольном возрасте родитель обучает ребенка умению дружить, объясняя правила дружеского общения. Но, чем старше ребенок становится, тем более показательным становится личный пример родителей. Дети берут с нас пример во всем, хотим мы того или нет, и копируют наши дружеские отношения. Поэтому самое лучшее, с помощью чего вы можете научить ребенка дружбе – быть самому хорошим другом! Вы покажете ребенку важность партнерского взаимодействия, помощи, и то, что вместе можно добиться большего, чем поодиночке!
Автор: Психолог-консультант проекта "Разумейкин" Фёдорова Татьяна