Причины, почему ребенок не хочет рассказывать о прошедшем дне.
Прежде всего нужно понять, почему ребенок сам не готов поделиться своей повседневной жизнью. Причин для этого может быть достаточно много, начиная от безобидных, до вполне серьезных. Рассмотрим более подробно возможные варианты:
• Ребенок поступил в первый класс и еще идет адаптационный период. В таком случае ему самому может быть необходимо время для осознания происходящего и понимания своего отношения к этому. Малышу бывает сложно вспомнить и пересказать весь день, так как событий и впечатлений очень много. Раньше, к примеру, когда он ходил в детский сад, все было привычно, распланировано и понятно. Теперь же у него новая социальная роль, много новых обязанностей, требований, к которым нужно привыкнуть. В таком случае стоит выждать немного времени, и малыш расскажет все сам или будет вспоминать эпизодически.
• У ребенка есть трудности с адаптацией. Это может быть адаптация в первом классе или в любом другом, адаптация к новой школе или после переезда в новый дом, квартиру, город. Во всех этих случаях дети испытывают период привыкания к новым условиям или социальным ролям. Чем меньше ребенок, тем сложнее может проходить этот период. Если при этом он испытывает трудности, не получается приспособиться к новому, он может стать более замкнутым и скрытным. Это в свою очередь приводит к тому, что малыш просто не хочет говорить о том, что для него некомфортно.
• Есть сложности во взаимоотношениях с родителями. Если между детьми и родителями до поступления в школу не налажены доверительные отношения, то возможно, ребенок просто не понимает, зачем рассказывать все маме или папе. Он не готов делиться своими переживаниями с ними, и чаще всего находит кого-то вне дома: бабушка, дедушка, тётя, друзья, учителя. В таком случае родители часто остаются в неведении имеющихся проблем своего чада и могут пропустить важные моменты в его жизни. Чтобы исключить такую вероятность, старайтесь больше общаться со своими детьми с раннего возраста. Беседуйте на различные темы, включая обсуждение семейных вопросов.
• Есть проблемы в школе (в учёбе или в общении со сверстниками или учителями). Если у ребёнка любого возраста имеются проблемы в школе, то не всегда он готов делиться этим с родителями. Причиной может стать боязнь быть непонятым, страх вынесения его проблем на всеобщее обозрение, чувство своей вины в сложившейся ситуации или просто не желание еще раз вспоминать и обсуждать неприятные моменты. Причин достаточно много, все они требуют помощи в решении или хотя бы поддержки. В этом случае стоит, во-первых, создать доверительные отношения в семье, а во-вторых, уметь слушать своих детей, быть для них чуткими и понимающими родителями.
• Психологические проблемы. Возможно, что у ребенка есть различные психологические трудности, которые мешают ему рассказать о прошедшем дне. В таком случае стоит обязательно проконсультироваться со специалистом, ведь иначе возможно пропустить еще более серьезные проблемы, для решения которых потребуются более серьезные методы. Консультация с профессионалом не обязывает к дальнейшему лечению, если в этом нет необходимости, а также не накладывает отпечаток на ребёнка о его несостоятельности. Это только способ помочь своему малышу, сделать его жизнь легче и проще.
Как правильно задавать вопросы
Понимая основные причины, почему ребенок не готов делиться с вами информацией о себе, стоит подумать, какие есть иные пути получить желаемый результат. Безусловно основной метод — это беседа. Альтернативные приемы, такие как слежка, беседа с друзьями, мониторинг страниц в соц. сетях и др, может привести к обратному эффекту и ребенок еще больше замкнется в себе и перестанет доверять окружающим.
Лучше всего начинать разговор с ребенком на отвлеченные темы, иногда совсем не относящиеся к школе, а в ходе разговора, в скрытом формате, можно получить желаемую информацию. Возможно, постепенно в ходе таких обсуждений, он сам привыкнет рассказывать вам о своей жизни, делиться переживаниями.
Варианты вопросов, с которых можно начинать беседу:
• Расскажи, что сегодня было самое хорошее (самое плохое), самое смешное (самое грустное), странное (необычное) в школе?
(такие вопросы будут побуждать ребенка рассказывать о событиях, которые ему понравились и которые были неприятны, дадут возможность выявить вероятные проблемы в целом)
• Расскажи, какое место в классе самое лучшее, (где лучше всего сидеть за партой), а где хуже всего, с кем бы ты хотел (не хотел) сидеть за одной партой?
• Расскажи, помогал ли ты кому-нибудь сегодня, а тебе?
• Где ты играешь (бываешь) на переменах?
• С кем из класса ты хотел бы поменяться местами?
• Если бы сейчас стали снимать фильм о школе, кого бы взяли на главную роль?
(данная группа вопросов поможет определить трудности социализации в классе, общения со сверстниками, после ответа на вопрос можно уточнять, почему именно так)
• Что ты сегодня нового узнал? О чем бы ты хотел узнать? Что вы сегодня делали интересного? Что ты никогда не хотел бы делать в школе?
• Если бы ты стал директором или учителем, что бы ты сделал?
• От чего ты сегодня больше всего устал в школе?
(вопросы на выявление трудностей в обучении и определение круга интересов ребенка)
• Если бы сейчас к нам пришёл твой учитель, как ты думаешь, что бы он сказал о тебе?
• Есть ли что-то, что тебе хотелось бы узнать у учителя?
(выявление самооценки ребенка, а также взаимоотношения с учителем)
Такие вопросы будут отлично работать с малышами начальной школы, но вот более старшие дети сразу могут не среагировать на беседы такого плана, не раскрыться.
Для того, чтобы быть на «одной волне» с детьми старшего возраста, нужно заранее выстраивать с ними доверительные отношения, быть очень деликатными в высказываниях и максимально ненавязчивыми в выборе советов. При этом надо всегда «держать руку на пульсе», постоянно разговаривая со взрослым ребенком, давая понять, что его мнение всегда учитывается.
Отличный способ разговорить взрослого ребёнка — устроить дискуссию, предлагать в качестве альтернатив решения каких-либо вопросов противоположные варианты. Главным при этом должен быть вопрос «Почему?», заставляющий думать, анализировать, сравнивать, самим находить оптимальные решения. Отличным предлогом начать беседу будут служить провокационные вопросы.
Варианты вопросов для дискуссий:
• Может быть школьникам не нужны каникулы/ может быть не стоит учиться в понедельник/ не стоит выполнять домашнее задание?
• Что бы было, если бы все поступали именно так/ опаздывали в школу/ не выполняли задания/ списывали контрольные и др.?
• Чем твоё мнение не похоже на мнение твоего одноклассника/ учителя и др.
• Почему ты решил поступить именно так/ не ходить на школьный праздник/ не готовиться к контрольной/ не разговаривать с одноклассником?
Главное при общении с детьми любого возраста — учесть следующие правила:
• Взрослый должен говорить как можно меньше и больше слушать, активная роль должна быть у ребёнка.
• Сразу не высказывать все несогласия по какому-либо поводу, особенно если ваше мнение не совпадает с детским.
• Уважать мнение ребенка, стараться его услышать и понять — не настаивать, что ваше мнение единственно правильное.
Будьте чуткими к вашему ребёнку, создайте атмосферу доверия и уюта, и он обязательно это почувствует и оценит!
А закрепить пройденный в школе материал можно в игровой форме на платформе «Разумейкин».