Логопедические упражнения для детей, которые легко делать дома

898

Логопедические упражнения – это специальные упражнения, направленные на улучшение и развитие речи у детей. Они помогают укрепить мышцы лица и языка, улучшить произношение звуков, развить слуховое восприятие и расширить словарный запас. Есть различные виды заданий, которые родители могут применять дома самостоятельно, чтобы помогать своему ребенку успешно развивать речь.

Когда необходимы логопедические занятия

Логопедические упражнения применяются для коррекции различных нарушений речи у детей, таких как дефекты звукопроизношения, заикание, нарушение слухового восприятия и т.д. Они широко используются для улучшения речи у малышей с задержкой речевого развития или нарушениями артикуляции. 

Стоит обратить особое внимание, если: 

  • В возрасте 2-3 лет ребенок произносит только отдельные несвязные звуки, нет желания к звукоподражанию, не понимает и не реагирует на обращенную к нему речь.
  • К 4-5 годам сохраняется неправильное, искаженное произношение многих слов и звуков.
  • В возрасте 5 лет заменяет звуки [ш] на [с] или [ф], а [р] на [л].
  • Пропускает при произнесении слова звуки, которые вызывают сложности (вместо «лапа» - [апа]).
  • При произнесении слов с шипящими и свистящими, например [с], надувает щеки.
  • К 6 годам малыш не может выразить своих мыслей, правильно построить несложные предложения, путается в употреблении предлогов.
  • К 7-8 годам не понимает прочитанного текста, пропускает буквы и слова при письме. 

Логопедические упражнения также полезны детям, не имеющим серьезных нарушений или каких-либо речевых сложностей. Такие занятия способствуют обогащению речевого словаря, общему развитию ребёнка.

Логопедические упражнения на каждый день

Заниматься с малышом нужно начинать с раннего детства, несмотря на то, что он не умеет разговаривать и произносить многие звуки, он слушает обращенную к нему речь взрослых, пополняет пассивный словарь.

Работа по развитию речи состоит из нескольких основных направлений: 

  • Развитие артикуляционного аппарата.
  • Работа над правильным дыханием.
  • Улучшение связной речи.
  • Развитие фонематического слуха и внимания.
  • Обогащение словарного запаса.
  • Улучшение координации и мелкой моторики.

Артикуляционные упражнения

Любое логопедическое занятие нужно начинать с артикуляции, при этом главное не количество, а качество проводимой работы. Движения выполняются под счет и повторяются не менее 5 раз. Все упражнения необходимо делать сидя перед зеркалом. Важно, чтобы малыш видел не только себя, но и взрослого, который демонстрирует движения. Работу следует начинать с упражнений для губ, при этом важно правильно подбирать задания, которые будут направлены на отработку трудных для ребёнка звуков:

Для языка:

  • Вкусняшка

Представить, что верхняя губа намазана шоколадом. Его нужно слизать языком справа налево и наоборот.

  • Щётка

Кончиком языка нужно водить по зубам, имитируя чистку.

  • Билетер

Постепенно высовывать язык изо рта, слегка покусывая его зубами. 

  • Часы

Представить, что рот это часы, а язык — стрелка. Кончиком языка нужно водить влево-вправо и вверх-вниз.

  • Бегемот

Расслабить язык и положить его на нижнюю губу. Широко открывать и закрывать рот не меняя положение языка.

Для губ:

  • Улыбка

Широко растянуть губы в улыбке не показывая зубы.

  • Трубочка

Вытянуть губы вперед, сложив их трубочкой. Чередовать с предыдущим упражнением.

  • Пятачок

Вытянуть губы в трубочку, выполнить движения по кругу.

Для щек:

  • Шарик

Надуть щеки словно это шарики. Затем слегка постучать по ним пальцами.

  • Хомячок

Набрать в рот воздух и поочередно надувать то левую, то правую щеку.

  • Голодный бурундук

Втянуть щеки внутрь и удерживать несколько секунд.

Дыхательные упражнения

Дыхательные упражнения очень важны для правильного произношения звуков и хорошего эмоционального настроя, поэтому следует уделять им особое внимание.

  • Снежинки

Взять салфетку или ватку и скатать небольшие шарики, положить их на тарелку перед ребенком и предложить сдуть. 

  • Муха

Вырезать из бумаги муху (или бабочку) и прикрепить к ней веревочку. Подвесить игрушку на палочку. Ребенок должен подуть на фигурку и она начнет двигаться.

  • Художник

Налить на лист бумаги жидкую краску и подуть на нее через трубочку. Клякса начнет растекаться, оставляя необычные узоры.

  • Воздушные шары

Подготовить воздушный шар. Задача ребенка, дуя на него, не дать упасть на пол. Можно устроить соревнования или командные игры.

  • Мыльные пузыри

Можно купить готовые наборы или сделать раствор самому. Налейте жидкость в стакан, малыш должен опустить трубочку и начать дуть так, чтобы образовывались пузыри и пена.

  • Собака

Ребенок должен представить, что он собака, которая долго бегала в погоне за зайцем. Нужно изобразить как она дышит, высунув язык. 

Развитие фонематического слуха и активного словаря

После разминки можно переходить к более сложным упражнениям, требующим внимания и мыслительной активности. Развитие фонематического слуха очень важно для правильного становления звуков, а также для формирования письменной речи. 

  • Хоровод

Можно использовать мяч для игры. Взрослый кидает его и произносит любое слово. Далее ребенок называет слово, начинающееся на ту же букву, что и предыдущее. Например, если первое слово "кот", следующее может быть "карандаш". Продолжать игру, добавляя слова на другие буквы.

  • Звук потерялся

Малыш закрывает глаза и внимательно слушает взрослого, который произносит несколько слогов или слов. Ребенок должен хлопнуть в ладоши, когда услышит заданный звук, который был определен в начале игры. При этом лучше всего выбирать те звуки, которые наиболее трудны для ребенка.

  • Учитель

Малыш представляет, что его любимая игрушка решила научиться говорить, и он должен ей помочь. Задача — объяснить значение слов кукле. Для этого можно использовать карточки с простыми картинками. 

Музыкальные упражнения и двигательные игры

Двигательная активность, подкрепленная музыкальными занятиями способствует как физическому, так и умственному развитию, улучшает межполушарные связи, развивает чувство такта и слуховое восприятие.

  • Зоопарк

Под музыку изобразить различных животных, например, медведь — переваливание с ноги на ногу, заяц — прыжки на месте, попугай — махи руками.

  • Веселые стихи

Дети должны выполнять движения в соответствии со стихом под музыку. Например:
Мишка по лесу гулял, 
В корзину ягоды собрал.
Раз малинка, два малинка,
Вот и полная корзина.
(Ребенок имитирует сбор ягод на поляне)

  • Ритмичный рисунок

Взрослый хлопает в ладоши какой-то ритм, а ребенок его повторяет. В зависимости от возраста и уровня подготовки ребенка, ритм может содержать от нескольких хлопков до полных «музыкальных» фраз.  

Развитие мелкой моторики

Совместно со словесными играми пальчиковая гимнастика способствует развитию головного мозга, укрепления межполушарных связей, улучшает речевые способности. Ее можно начинать применять уже с рождения, а для детей постарше подойдут более сложные игры:

  • Непослушный шарик

Для игры нужны шар и лист бумаги с нарисованной дорогой. Ребенок должен прокатить шарик по заданной траектории ладонью или только пальцами одной руки.

  • Изюм

Подготовить пластилин и фасоль. Слепить любую фигурку из пластилина — это будет пирог. Задача — украсить его «изюмом».

  • Клад

Необходимо мелкие игрушки обернуть фольгой. Малыш должен разворачивать или отрывать кусочки фольги в поисках спрятанного «сокровища».

Рекомендации для родителей

  1. Проводите логопедические занятия не менее 2-3 раз в неделю, а лучше — каждый день по немногу.
  2. Создайте игровую атмосферу, чтобы малыш был заинтересован.
  3. Записывайте успехи, так легче отслеживать прогресс и подбирать новые упражнения.
  4. Длительность занятия не должна превышать 15-20 мин.
  5. В начале занятий начинайте с артикуляционной гимнастики. Все задания должны быть подобраны от простого к сложному.
  6. Не отказываетесь от помощи профессионалов, консультируйтесь с логопедом относительно выбора заданий и методики их проведения.

Логопедические упражнения — это важный компонент развития речи у детей. Проводя их регулярно дома, возможно помочь ребенку успешно развивать и улучшать свою речь. Помните, что терпение и постоянство играют ключевую роль в достижении успеха.
 

Онлайн-занятия на сайте «Разумейкин»:

  • развивают внимание, память, мышление, речь — а именно это является основой для успешного обучения в школе;

  • помогают изучить буквы и цифры, научиться читать, считать, решать примеры и задачи, познакомиться с основами окружающего мира;

  • обеспечивают качественную подготовку ребёнка к школе;

  • позволяют ученикам начальных классов освоить и закрепить наиболее важные и сложные темы школьной программы;

  • расширяют кругозор детей и в доступной форме знакомят их с основами различных наук (биологии, географии, физики, химии).

 

Выбери возраст — и вперед, к новым знаниям и успехам!

Читайте также