Что нужно знать о правилах поведения
Правила для ребенка нужно вводить последовательно и учитывать следующее:
- Правила должны быть ясны и понятны ребенку, и должны основываться на неких объективных реалиях. Если в правилах нет смысла, то это просто прихоть, которая не стоит внимания ни ребенка ни взрослого.
- Не меняйте правила, если в этом нет острой необходимости и четких обоснований для малыша.
- Учитывайте количество вводимых правил, их не должно быть очень много.
- Формулируйте правило так, чтобы можно было ответить на два вопроса: «Что делать?» и «Зачем это делать?» Если нет объяснения причины, то правило превращается в требование.
- Правила должны вводиться в спокойной обстановке, а не в ситуации конфликта и стресса.
- Чересчур эмоциональные установки теряют свою функцию призыва к действию. Старайтесь исключить лишние прилагательные, не несущие основного смысла, также следите за тоном и проявлением эмоций.
- Договоритесь на семейном совете, какие будут введены правила и последствия, в случае их невыполнения.
- Чётко следуйте установленным правилам, даже если хочется ненадолго отступить от них.
- Если все инструкции выполняются, то это повод похвалить и поблагодарить ребенка, вне зависимости от характера и обыденности ситуации. Можно, при желании, ввести систему поощрений.
- Учитывайте возрастные особенности своего ребенка. Для дошкольников правила должны быть максимально просты и ясны. В школьном возрасте можно усложнять правила, вводить варианты действий, согласовывать совместно запреты и наказания. В подростковом периоде следует все обсуждать и обговаривать с ребенком, так как он уже достаточно взрослый, чтобы понимать необходимость выполнять введенные установки и возможные последствия.
Правила поведения для детей — разделяем по цветам
Все правила должны соответствовать времени, месту и быть по силам ребенку. Можно выделить четыре групы правил: первая — максимально строгие правила, и их нарушение влияет на безопасность, другие — условно-допустимые, где дозволено отступление:
- «Нельзя». Запреты, которые носят обязательный характер. Такие установки связаны с возможностью причинения вреда здоровью, поэтому категоричны и должны выполняться без исключения. Например: «Нельзя играть со спичками, потому что может случиться пожар».
- «Можно, но при определенных условиях». Правила, которые иногда можно отменить. Например, «Ложиться спать не позже 22.00, что бы утром встать вовремя». В Новый год это можно не выполнять по объективным причинам.
- «Можно, но есть границы». Правила, где ребёнок может выбрать, как ему поступить, но при этом должен понимать последствия своего выбора, чувствовать границы. Например: «Уроки должны быть сделаны до 21.00, чтобы вовремя лечь спать», но ребенок может решить, сколько времени он уделит отдыху. За последствия несделанных уроков будет отвечать сам: или не выспится, или получит двойку. Это одна из самых главных групп, так как именно эти установки помогают малышу стать более дисциплинированным, ответственным и самостоятельным. Сначала взрослый помогает ребёнку в этом, определяя границы, но со временем он учится делать это сам. Главный успех таких правил — отсутствие конфликтов при их исполнении, тогда ребенок чувствует уважение к себе и своим желаниям и легче принимает инструкции взрослых.
- «Можно, ответственность на исполнителе». Это то, что ребенок решает сам, при этом вся ответственность ложится на него. Например: где на полке будут стоять книги и куклы, какой урок делать первым при выполнении домашних заданий — это то, что малыш в состоянии решить сам в силу своего возраста.
Для дошкольников и детей младшего школьного возраста можно предложить сделать плакат со сводом правил по цветам, распределив все на 4 группы. К «красным» отнести правила со строгим запретом, «оранжевые» с минимальными послаблениями, далее «жёлтые», где есть границы дозволенного, и «зелёные», с самостоятельной ответственностью. Тогда правила прочнее запомнятся, а выполнять их станет интереснее, особенно если есть система поощрений.
7 шагов, которые помогут установить правила для ребенка
Шаг 1. Проговаривание правил
Перед тем как ввести правило, необходимо разъяснить все его нюансы. Чтобы убедиться в том, что ребенок услышал и понял вас, стоит попросить его повторить и дать дополнительно разъяснения, если они необходимы.
Шаг 2. Дружеская атмосфера
Создайте максимально комфортную и доверительную атмосферу. Приучение к правилам не должно происходить во время конфликтов и ссор.
При этом очень важно невербальное общение. Установите зрительный контакт с ребенком. Лучше всего, чтобы вы находились с ним максимально на одном уровне, при необходимости присядьте. Такое положение даёт возможность ребёнку внимательнее вас слушать и лучше понимать. Можно добавить поглаживание по плечу, легкие прикосновения.
Шаг 3. Слово-сигнал к действию
К каждому правилу постарайтесь придумать слово, которое бы было сигналом для его выполнения. Например: «Отбой», «Обед», «Посуда», «Уроки» и др. Такая команда ограничит возможность ребёнка спорить. Если при этом он начинает уговаривать дать ему поблажку, просто ещё раз повторите слово-сигнал.
Шаг 4. Проявление понимания
Проявите эмпатию к ребенку, покажите, что вы понимаете его нежелание выполнять правила, но стойте на выполнении своих требований. Такой подход покажет малышу, что его слышат и ценят, но при этом сочувствие не ведет к отмене ранее установленных правил.
Шаг 5. Не используйте слово «но»
Взрослые часто при объяснении правил употребляют слово «но». Старайтесь этого избегать, так как оно на бессознательном уровне является маяком для отмены предыдущей фразы. Все сказанное после «но» будет являться требованием, которое вызовет только дополнительный дискомфорт у ребёнка и может привести к капризам и протестам. Попробуйте заменить его на слово-сигнал или просто попросите повторить инструкции, о которых вы договаривались ранее. В этом случае малыш будет чувствовать свою ответственность и ваше понимание его значимости. Например, вы говорите: «Я понимаю, что тебе не хочется спать в 21.00, ты ещё не устал, но завтра рано вставать, нужно ложиться». В этом случае попытка посочувствовать будет не воспринята ребенком, он будет считать себя непонятым. Слово «но» отменит первую часть фразы, оставив требование. Лучше просто сказать «Отбой» или «Я понимаю, что тебе не хочется ложится спать в 21.00. Завтра в школу, ты же помнишь нашу договоренность?» В этом случае проявляется эмпатия, а также напоминание об установленном правиле, которое ребенок должен сам озвучить. Такой подход позволит в мягкой форме настроить малыша на его выполнение, в взрослому даст возможность предпринять следующий шаг.
Шаг 6. Выбор
Предоставьте ребенку возможность выбирать, как будет исполнена ранее установленная договоренность. Но при этом важно, что главное действие должно остаться без изменений. Ребенок будет чувствовать, что он способен влиять на ход событий и его слово тоже имеет значение. Например, вы договорились убирать после еды посуду. Предложите ему вариант: сначала убирать ложки и вилки или тарелки и кружки. При этом посуду придётся убирать в любом случае, меняется только порядок действий.
Шаг 7. Увеличить количество попыток
Если у ребёнка не получилось выполнить то или иное правило, он может почувствовать вину, агрессию на себя или взрослых, что в дальнейшем будет причиной отказа выполнять вообще какие-либо из установленных правил. Чтобы наладить с ребёнком взаимосвязь и не потерять его настрой на положительный результат, дайте понять, что в следующий раз он попробует выполнить правило снова и у него обязательно получится.
Правила поведения — это прежде всего способ приучения ребёнка к ответственности и дисциплине, они помогают стать малышу более уверенным и успешным. Для детей очень важна предсказуемость и последовательность. Там где все четко, ясно и понятно, ребенок чувствует себя комфортно и безопасно. Именно в таких условиях дети развиваются максимально гармонично и активно.