Пространственное мышление — вид мыслительной деятельности, в процессе которой создаются пространственные образы и происходит манипулирование ими. Формирование и наиболее активное развитие пространственного мышления происходит в дошкольном и младшем школьном возрасте. Этот процесс поэтапный: сначала ребенок учится определять движение в различных направлениях, затем правую и левую стороны, позже знакомится с геометрическими фигурами и их величиной и т.д.
Этот тип мышления очень важен для успешного освоения геометрии в школе. Для взрослых он имеет огромное значение в профессиональной деятельности. Например, в таких профессиях как архитектор, дизайнер, модельер могут работать только люди с прекрасно развитым пространственным мышлением. Также оно помогает сориентироваться даже в малознакомой местности, воспроизводить изображение, извлеченное из памяти или созданное воображением.
Как родители могут помочь ребенку развивать пространственное мышление?
- Вводите в лексикон ребенка специфические “пространственные” слова. Используйте названия геометрический фигур, а также их характеристики (большой, изогнутый, острый, поперек и т.п.). Применяйте такие слова, описывая любые предметы, а также в играх и беседах.
- Научите ребенка общаться с помощью жестов. Это очень поможет ему усвоить различные пространственные категории, в целом улучшит способность к пространственному мышлению.
- Развивайте у ребенка способность визуализировать. Очень важно уметь производить различные манипуляции с предметом, которого нет в реальности в распоряжении ребенка, а также представлять траектории, размеры и формы, используя исключительно силу воображения.
- Познакомьте ребенка с картой. Ищите по ней реки, города или транспортные маршруты. Предложите нарисовать свою. Спрячьте “сокровища” и предложите ребенку отыскать их с помощью вашей карты.
- Очень полезной здесь окажется старая добрая игра “Тетрис”.
- Используйте гаджеты. Специальные развивающие онлайн-игры принесут огромную пользу в развитии пространственного мышления. Например, занятия на сайте “Разумейкин” включают в себя игры-упражнения для разного возраста, предназначенные в том числе и для развития пространственного мышления.
- Играйте с ребенком в настольные игры. Шахматы, а также любые другие настольные игры-стратегии предполагают просчет ходов наперед и удержание в голове несколько комбинаций одновременно, что безусловно помогает в развитии пространственного мышления.
Игры, способствующие развитию пространственного мышления:
- “Помести слона”
Предложите ребенку пофантазировать. Нужно придумать несколько животных (насекомых, птиц и т.д.), а затем подобрать для них предмет, в который каждое из них могло бы поместиться. Например, божья коровка легко поместится в спичечный коробок, а слон — в большой грузовик. - “Расставь предметы”
Дайте ребенку несколько разных предметов (разноцветные детали конструктора, машинки или мягкие игрушки) и попросите расставить их по какому-то принципу: ближе чем, левее от, сзади и т.д. В зависимости от возраста ребенка можно использовать от 3 до 7-8 предметов. - “Рисуем геометрические фигуры”
Попросите ребенка нарисовать квадрат перед кругом, треугольник за овалом. Если он затрудняется, покажите как это можно сделать. Если задача слишком простая, предложите рисовать знакомые предметы с необычного ракурса (например, дом сверху) или делить предметы на рисунке пополам, представляя, как выглядит срез. - “Шпион в деле”
Дайте ребенку 5-10 минут на внимательное изучение окружающей обстановки (комнаты или части парка), а затем попросите отвечать на такие вопросы: “что под окном?”, “какого цвета книга справа от телевизора?”, “какой предмет находится ниже большой картины?” и т.д. Если игра идет на улице, можно включить в нее движущиеся объекты. - “Мешочек с фигурками”
Спрячьте в мешочек или коробочку несколько предметов различной геометрической формы: кубик Рубика, попрыгунчик, пирамидку, брусок деревянного конструктора и т.д Предложите ребенку отгадать предмет на ощупь. - “Полицейский - диспетчер”
Для игры понадобится настоящая или нарисованная карта. Важно, чтобы схема движения не была слишком сложной для малышей и слишком простой для детей постарше. Ребенок играет роль полицейского, которому нужно добраться из пункта А в пункт Б (покажите ему эти пункты на карте). Он “передвигается”, следя за картой и называя (можно также показывать рукой направление) каждый поворот. Затем предложите ребенку побыть диспетчером, который должен направлять полицейского (его теперь играет другой участник) по маршруту с помощью карты. Как он называет путь, так второй игрок и передвигается.