Этапы решения текстовой задачи
1. Знакомство с текстом задачи
Перед тем как приступить к решению любой задачи, важно, чтобы ребенок понимал, о чем идет речь. Вместе с ним читайте задачу, обсуждайте ее и задавайте вопросы. Попросите ребенка подчеркнуть условие задачи одним цветом, а вопрос другим. Это поможет понять данные и то, что необходимо найти. Разбор задачи — самый важный этап ее решения.
2. Использование визуализации
Для детей начальных классов важно визуализировать задачу. Рисование или использование предметов (конфет, монет и т.д.) может помочь найти пути ее решения. Именно поэтому важно на начальном этапе изучения составлять рисунки или схемы, а позже краткую запись и таблицы.
3. Постепенное решение
Учите ребенка искать пути решения с помощью наводящих вопросов. Можно начинать рассуждение с конца, то есть с того, что спрашивается. Задавайте малышу такие вопросы:
• Что нужно узнать в задаче?
• Какие данные нам для этого нужны?
• Можем ли мы это узнать, как, каким действием?
4. Запись решения
Это очень важный этап, так как каждая запись регламентируется определенными требованиями. Порядок чисел при вычитании, делении или умножении очень важен и влияет на итоговый результат. Кроме того, нужно записать и наименование к результату, как правило, его указывают в скобках в виде сокращений. В составных задачах обязательно записывается пояснение.
5. Ответ
Итогом решения задачи является ответ. При этом важно, не просто указать верное число, а написать полное предложение. Лучше всего для этого сначала прочитать вопрос, а затем на его основе сформулировать верный ответ. В большинстве случаев достаточно вместо вопросительного слова подставить результат решения.
6. Проверка
Учите проверять себя после выполненного решения. Этот этап большинство детей пропускает, но он не менее значим. Для проверки простых задач необходимо составить обратные задачи и решить их.
Виды простых задач
Простые задачи 1 класс
- Задачи на нахождение суммы
Пример: На тарелке лежало 3 яблока и 4 груши. Сколько всего фруктов было на тарелке?
Подсказка: такие задачи очень просты, но не стоит сразу просить у малыша произнести ответ. Этот тип отлично подходит для работы с текстом. Приготовьте цветные карандаши, подчеркните вопрос и условие в задаче, нарисуйте схему в виде кружочков.
- Задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц
Пример: У Маши 10 кукол, а у Кати на 5 меньше. Сколько кукол у Кати?
Подсказка: после прочтения текста задачи, подчеркните в условии слова "на 5 меньше". Слово "на" указывает на сложение или вычитание, а "меньше" говорит, что нужно использовать знак "-". (Слово "больше" в условии означает, что при решении нужно использовать знак "+").
- Задачи на нахождение неизвестного слагаемого
Пример: За 2 дня портниха сшила 6 юбок. В первый день 4 юбки. Сколько она сшила во второй день?
Подсказка: лучше всего начертить схему в виде отрезка и разделить его на две части: одна часть известна, это 4 юбки, вторую необходимо найти. А все вместе - это 6. Решать нужно через связь между компонентами сложения, то есть, чтобы найти слагаемое, надо из суммы вычесть известное слагаемое.
- Задачи на нахождение остатка
Пример: На дереве было 6 птиц. 2 улетели. Сколько птиц осталось?
Подсказка: возьмите простой карандаш и найдите опорные слова: было, улетели, осталось. С помощью их можно сделать краткую запись. Спросите малыша: "Что сделали птицы? Стало больше или меньше? (меньше) Какое действие нужно выполнить?"
- Задачи на нахождение неизвестного вычитаемого
Пример: У Вовы было 7 тетрадей. Когда он исписал несколько штук, осталось 5. Сколько тетрадей исписал Вова?
Подсказка: как и предыдущую задачу, стоит найти опорные слова: было, стало, исписал. По сути, нужно найти разницу, т.е. разность между «было» и «стало».
- Задачи на нахождение уменьшаемого
Пример: Толя раскрасили 3 картинки, осталось еще 4. Сколько картинок было?
Подсказка: также начать нужно с опорных слов. Спросите у ребенка: "В начале было больше или меньше? Если было больше, то какое действие нужно сделать?"
- Задачи на разностное сравнение
Пример: На столе лежали 8 ручек и 5 карандашей. На сколько больше было ручек, чем карандашей?
Подсказка: приготовьте цветной карандаш и обведите в овал вопросительное слово "на сколько" — оно указывает на действие вычитания независимо от других слов.
- Задачи с косвенными вопросами
Пример: Жук-олень имеет длину 7 см, что на 4 см меньше длины уссурийского усача. Какова длина уссурийского усача?
Подсказка: обведите цветным карандашом слово "что" — оно указывает, что следующие слова нужно читать наоборот, то есть "на 4 больше у усача".
Простые задачи 2 и 3 класс
- Простые задачи на умножение
Пример: Сколько колес у 3 двухколесных велосипедов?
Подсказка: в таких задачах очень важно не перепутать первый и второй множитель. Если мы считаем колеса, то на первом месте должно быть число 2, а уже потом количество велосипедов: 2×3= 6(к.). Если числа поменять местами, то в ответе получатся велосипеды, а это уже неверный ответ: 3×2=6 (в.)
- Задачи на увеличение и уменьшение числа в несколько раз
Пример: На одной грядке созрело 3 клубники, а на другой в 2 раза больше. Сколько созрело клубники на второй грядке?
Подсказка: возьмите цветной карандаш и подчеркните слова "в 2 раза больше". Предлог "в" - указывает на умножение или деление, а «больше» - на выбор действия «умножение». Если в условии указано «меньше в … раз», значит в вычислении используем действие «деление».
- Задачи на деление по содержанию и на равные части
Пример: У мастера 16 дощечек. Сколько дощечек потребуется на один ящик, если всего из этих дощечек можно сделать 2 ящика?
Подсказка: начертите отрезок — это все дощечки. Разделите его на 2 равные части — это 2 ящика. Спросите: "Что мы сделали с отрезком? (разделили) Значит каким действием мы будем решать?" (делением).
- Задачи на кратное сравнение
Пример: На одной полке 10 книг, а на другой 5. Во сколько раз меньше книг на второй полке, чем на первой.
Подсказка: возьмите цветной карандаш, обведите в овал вопросительное слово "Во сколько" — оно указывает на деление, независимо от других слов.
- Задачи на увеличение и уменьшение числа в несколько раз (косвенная форма)
Пример: В саду росло 9 кустов смородины. Это в 3 раза меньше, чем крыжовника. Сколько кустов крыжовника было в саду?
Подсказка: обведите цветным карандашом слово "это" — оно указывает, что следующие слова нужно читать наоборот, то есть: в 3 раза больше крыжовника.
- Простые задачи на цену, количество, стоимость
Пример: 5 блокнотов стоят 45 рублей. Сколько стоит один блокнот?
Подсказка: возьмите простой карандаш, обведите в кружок то число, которое обозначает стоимость (45р.) — это самое большое значение. Остальные компоненты подчеркните: 5 блокнотов, один блокнот (цена). Спросите, что нужно найти. Если это то, что подчеркнуто, то необходимо выбрать действие «деление», если то, что обведено - то «умножение». В данном случае надо найти цену, значит: 45:5=9 (р.)
- Задачи на нахождение периметра и площади, сторон геометрических фигур
Пример: Стороны прямоугольника равны 6 см и 4 см. Чему равен его периметр и площадь?
Подсказка: такие задачи требуют знание формул:
P=2(a+b), где P — это периметр, а и b — стороны прямоугольника,
S=a×b, где S — это площадь, а и b — стороны прямоугольника.
Простые задачи 4 класс
- Простые задачи на движение
Пример: Расстояние от поселка до деревни 20 км. Сколько времени потребуется пешеходу, чтобы пройти это расстояние со скоростью 4 км/ч?
Подсказка: задачи данного типа требуют знания формулы: S=V×t, где S — это расстояние, V — скорость, t — время. Лучше всего решать такие задачи, используя таблицы. На первом месте записывается скорость, потом время и последнее — расстояние. Соответственно, если ищем расстояние, то первое умножаем на второе, в остальных случаях нужно делить.
Научить ребенка решать простые математические задачи – важная часть его образования. Следуя подсказкам и обеспечивая поддержку, вы можете помочь ему развивать навыки, которые пригодятся не только в школе, но и в повседневной жизни. Важно помнить, что математика может быть увлекательной, и роль взрослых заключается в том, чтобы сделать учебу интересной и познавательной для малыша.