Почему ребенку не интересно идти в первый класс? Причины могут быть следующие:
- Негативное отношение ребенка к школе.
Здесь чаще всего ошибки совершают родители, невольно пугая детей школой. Речь идет о фразах, стимулирующих на некие действия: “шевелись, в школе тебя ждать никто не будет”, “вот посмотришь, учитель за такое поведение по головке не погладит” и т.п. Желание родителей направить поведение ребенка в определенное, ожидаемое русло такими фразами выливается в стойкое нежелание первоклассника идти туда, где не ждут и не гладят по головке. - Тревога, снижение самооценки и неуверенность в успехе в роли ученика.
Еще одна распространенная ошибка родителей — попытки влиять на результат работы ребенка при помощи фраз “за такие закорючки тебе в школе никогда пятерку не поставят”, “как же ты в школу пойдешь, если считать не научишься” и т.п. Вчерашние дошкольники еще не приспособлены к жизни с оценками и неудачами, такие формулировки могут существенно влиять на их самооценку и желание быть учеником, которого критикуют и ставят только двойки. - В семье есть старший ребенок.
Если будущий первоклассник регулярно слышит критику за успеваемость в адрес старшего брата или сестры, то у него задолго до школы может сформироваться страх и нежелание повторить участь старшего, получать нагоняи от родителей. Ребенок идет в первый класс, уверенно считая, что школа — это зло. - В семье есть младший ребенок.
Младший брат или сестра могут также невольно повлиять на желание будущего первоклассника идти в школу. Ощущение некой несправедливости, обида отбивают у ребенка интерес к роли ученика: “почему я должен учиться, делать эти сложные уроки, уходить куда-то из дома каждое утро, а он\она остается с мамой или беззаботно проводит время в детском саду?”. - Переутомление от чрезмерной подготовки к школе.
Ребенок, посещающий различные развивающие кружки и подготовительные занятия с 3 лет, к возрасту первоклассника может испытывать серьезное пресыщение всей этой учебой. Раннее развитие — очень противоречивая и индивидуальная практика, нужно относиться к ней крайне осторожно и ответственно, как бы заманчиво это все ни выглядело. - “Тепличные” условия в семье.
Порой родители из лучших побуждений стремятся создать вокруг ребенка идеальные условия существования, максимально удобные и удовлетворяющие все потребности любимого чада. Не стоит забывать о том, что жизнь не сможет обеспечить подобную заботу. Если ребенку настолько хорошо и приятно дома, зачем ему куда-то выходить, чего-то добиваться? Постарайтесь не препятствовать естественному развитию событий, ведь опыт — самый лучший учитель. - Неопределенность и неизвестность.
Большинство детей спокойно и легко воспринимают любые неожиданности, быстро приспосабливаются к новому образу жизни. Однако для тревожных, замкнутых и робких деток перспектива новой роли, чужих людей и непривычного распорядка дня может стать главной причиной для переживаний и нежелания что-то менять. - Психологическая неготовность к школе.
Подходящий возраст и сформированные учебные навыки — еще не показатель успешного обучения первоклассника. Порой ребенок не хочет становиться школьником, потому что действительно не готов к этому. Готовность к школе состоит из множества различных аспектов, сюда включены физиология, познавательная деятельность, психика и другие особенности личности ребенка.
Что могут предпринять родители, если ребенок не желает становиться первоклассником?
- Все, что касается школы, должно звучать из уст родителей только в позитивном ключе. При этом информация должна быть правдивой, без прикрас.
- Читайте с ребенком хорошие книги о школе, смотрите хорошие мультфильмы или семейные фильмы.
- Обсуждайте с ребенком правила поведения в школе, особенности проведения занятий и школьной жизни в целом. Это должен быть непринужденный диалог, не стоит нагружать ребенка рассказами о школе.
- Играйте вместе в школу. Сегодня он в роли ученика, а завтра сам проводит урок для вас. Сюжетно-ролевые игры имеют очень важное значение для старших дошкольников.
- Вовлекайте ребенка в подготовку к школе. Ни одной покупки без его участия: портфель, тетради и даже обложки для них будущий школьник должен выбирать сам.
- Устройте экскурсию по школе, в которой будет учиться ребенок. Если учитель уже известен — познакомьте первоклассника с ним. Покажите класс, в котором ему предстоит заниматься, столовую и гардеробы. Это будет особенно полезно для тревожных деток.
- Избегайте сравнений и излишней критики. Отдавайте предпочтение похвале и мотивации. Важно помнить, что все люди разные, и дети также развиваются индивидуально. Ищите сильные стороны ребенка, отмечайте их, а также прогресс, его личные достижения.
- Общаясь с ребенком о школе, слушайте его. Он не может точно и кратко сформулировать причины своего нежелания быть школьником, но в его рассказах может быть много полезных фраз для понимания проблемы.
- Выбирайте альтернативные способы подготовки к школе. Вместо скучных учебников и букварей предложите ребенку игровой формат. Современные дети любят гаджеты, и у детей 6-7 лет игровая ведущая деятельность еще преобладает над учебной. Выбирайте формат подготовки и обучения, вмещающий в себя оба эти фактора: развивающие и обучающие онлайн-игры. Например, онлайн-занятия на сайте “Разумейкин”.
- Гордитесь ребенком, напоминайте ему о том, что быть школьником — ответственно и очень статусно, почетно. Этот этап необходим всем, кто желает стать умным и взрослым. Поддерживайте в ребенке мотивацию взрослеть: школьник имеет полное право смотреть мультфильм на полчаса больше, съесть 5 конфет вместо 3. Это поможет первокласснику влиться в учебный процесс, даже если дома остается младший ребенок.
- Прежде, чем принимать решение относительно поступления ребенка в первый класс, побеседуйте со школьным или детским психологом. Специалист поможет определить уровень готовности ребенка к школе по различным факторам, подскажет наиболее эффективные методы мотивации учебной деятельности и просто пообщается с ребенком, успокоит его и настроит на нужный лад.
Первый класс — волнующая и ответственная перемена в жизни не только ребенка, но и родителей. Общаясь с детьми, делитесь и своими переживаниями. Расскажите о своих воспоминаниях относительно первого класса. Постарайтесь поддерживать ребенка в этот непростой период, сохранять позитивный настрой в семье. Если проблема нежелания идти в первый класс возникла, решить ее лучше своевременно, не усугубляя и не рассчитывая на волю случая.
Автор: Педагог-психолог Антонина Валевич