Когда ребенок демонстрирует стойкое отсутствие интереса ко всему, родители испытывают недоумение, возмущение, тревогу, отчаяние, и беспомощность. Нежелание делать уроки, заниматься спортом, гулять на улице, помогать по дому — очень распространенная проблема. Следует уточнить, что здесь речь пойдет о детях, не достигших подросткового периода, потому что подростки — это особенный случай, о котором нужно писать отдельно.
Причины отсутствия интереса у детей могут быть различные:
- лень, отлынивание;
- потеря мотивации;
- повышенная тревожность;
- чрезмерная строгость, придирчивость, постоянные упреки родителей;
- наличие конфликтных ситуаций в жизни ребенка;
- попытка ребенка привлечь внимание родителей;
- сниженная самооценка, неуверенность в себе;
- проблемы с самодисциплиной, присутствие отвлекающих факторов;
- психологическая незрелость, школьная дезадаптация, несформированность произвольного внимания;
- отсутствие гармонии в семье, единой системы требований к ребенку;
- навязывание ребенку чужих интересов, игнорирование или даже высмеивание его желаний и способностей;
- чрезмерная загруженность учебой, кружками и секциями, отсутствие свободного времени, усталость;
- депрессия.
Как помочь ребенку вернуть интерес, мотивацию, инициативу в его жизнь?
Первый и самый важный шаг — разобраться с причиной потери интереса. Понаблюдайте за ребенком, побеседуйте с ним. Подумайте, как семейная ситуация и модели поведения родителей могут влиять на него. Пообщайтесь с классным руководителем, только обязательно сообщите ребенку о запланированном визите в школу. Когда вам удастся выяснить причины, пути решения проблемы станут гораздо проще и понятнее.
Дальнейшие шаги напрямую зависят от источника такого поведения ребенка, потому что для каждой причины существуют свои рекомендации, методики и способы.
- Лень
Многие родители уверены, что их дети просто ленивы и отлынивают от домашних обязанностей и скучных уроков. Но это ошибочное мнение, которое лишь усугубляет ситуацию. На самом деле дети от природы не могут быть ленивы. В дошкольном и младшем школьном возрасте ребенок еще не знает, что такое лень, так как в этот период у него активно формируется познавательный интерес. Признаки лени в этом возрасте говорят о недостаточно развитом познавательном интересе. Подрастая и накапливая различные обстоятельства, способствующие появлению лени (гиперопека, переутомление, попустительство и пр.), ребенок приобретает навыки отлынивания, лень становится его постоянной вредной привычкой. Поэтому в борьбе с этим явлением главное оружие — профилактика. - Потеря мотивации
Этот фактор является причиной многих детских трудностей и тесно взаимосвязан и с появлением лени, и самооценкой, и даже с депрессией. Поэтому нужно внимательно относиться к проблеме мотивации, особенно мотивации к обучению. Считается, что мотивация заложена в каждом человеке от природы. Ребенок пытается выполнить какую-то задачу, справляется с ней, испытывает от этого удовольствие и получает вознаграждение в виде похвалы родителей или ощущения успеха. Мотивация закрепляется, и в следующий раз он с энтузиазмом проделывает это снова и снова. Но если вознаграждение отсутствует, требования непосильно высоки или результат воспринимается как нечто само собой разумеющееся, система распадается и мотивация исчезает. Для правильного развития мотивационной сферы ребенка очень важно предоставить ему свободу действий, дать право быть самостоятельным, не усложнять (но и не упрощать) ему повседневные задачи. Не забывайте хвалить его за успехи, как минимум — за старание, не критикуйте и не высмеивайте за неудачи. Большую роль также играет личный пример. - Тревожность
Одни дети тревожны по характеру, другие становятся такими в определенной ситуации социального развития (проблемы в семье, школе). Такой ребенок испытывает много страхов, главный из которых — страх неудач. Ему тяжело совершить поступок, сделать выбор, потому что он не готов проиграть. Бездействие, как правило, приводит к еще большим неудачам, а следовательно — к еще большему страху и тревожности. Это серьезная проблема, которая может негативно сказаться на будущем ребенка. Решать ее лучше с помощью специалиста, потому что не все дети готовы говорить об этом или даже признать наличие проблемы. К тому же зачастую причины повышения тревожности кроются в системе воспитания, и далеко не каждый родитель, как бы он ни хотел помочь ребенку, готов пересмотреть свое поведение объективно и найти способы что-то исправить. - Строгость и упреки
Родители обязаны воспитывать своих детей. Для этого строгие замечания должны чередоваться с искренним одобрением и похвалой (в идеале — в соотношении 1:6, т.е. на каждое замечание должно приходиться 6 случаев похвалы и поддержки). Чрезмерные придирки и завышенные требования убивают в ребенке мотивацию, самооценку, уверенность в себе и, как следствие, интерес к происходящему вокруг. Ребенок старается изо всех сил, но никак не может угодить родителям. В результате он просто опускает руки, начинает думать, что ему не доверяют, его не ценят. Попытайтесь исправить ситуацию, отнеситесь к ребенку с пониманием и терпением, показав свое доверие и любовь. Постарайтесь проанализировать свои реакции: почему вы воспринимаете его плохие оценки и неудобное поведение именно так, что стоит за этим и как можно это изменить? - Конфликты
Очень редко дети рассказывают родителям о своих проблемах с одноклассниками или дворовыми друзьями. Многие родители долгое время могут не знать, что их ребенка обижают, что у него не получается дружить. Для детей позиция в коллективе очень важна, от этого зависит его желание ходить в школу или бывать на улице. Поэтому, если вы стали замечать, что ваш ребенок замкнут, не интересуется друзьями, а на предложения погулять отвечает отказом, непременно поговорите с ним, попытайтесь выстроить доверительный диалог, дайте понять, что вы готовы помочь или просто выслушать, если он захочет поделиться. Возможно, с первого раза и не получится, но для ребенка ваше участие и ваше небезразличие очень важно, оно может стать первым шагом для решения такой серьезной проблемы. - Привлечение внимания
Порой родители настолько погружены в свои заботы и дела, что невольно перестают уделять детям должное внимание. Это не означает, что ребенка не любят: о нем заботятся, решают его проблемы, удовлетворяют потребности. Но когда у него все хорошо, родители переключаются на свои задачи, и в глазах ребенка все выглядит так, будто о нем вспоминают только когда он “косячит”. Детский ум незрелый, ребенок еще не научен выражать проблемы словами и начинает демонстрировать нехватку родительского внимания своим поведением: “Раз вы меня не замечаете, когда у меня все хорошо, значит сделаю плохо, только посмотрите, я здесь”. Ситуацию исправит выстраивание доверительных отношений между ребенком и родителями. Поговорите об этом с ним. Постарайтесь понять его и услышать, донесите до него свою позицию. Он должен знать, что родители его любят даже когда очень заняты. - Неуверенность в себе
У дошкольников самооценка зачастую завышена, к школьному возрасту она формируется в адекватную. В этот период ей легко управлять, корректировать, но легко и повредить ее. Главная роль в воспитании и формировании самооценки и уверенности в себе отводится семье и школе. Но на это влияет множество факторов: внешние изъяны, болезни, неуважение и агрессия, межличностные неудачи и пр. Постепенно, когда ребенок научается более критично и требовательно относиться к себе и своим поступкам, неудачи, ошибки в воспитании и сравнивание себя с другими приводят к снижению самооценки, появляется неуверенность в своих силах. В результате, даже если у ребенка есть способности и успехи, он не верит в это и не чувствует этого, его активность, интерес и мотивация снижаются. Понять, есть ли у вашего ребенка проблема с самооценкой, можно, понаблюдав за ним, за его отношениями со сверстниками, пообщавшись с ним. Часто такие дети говорят “У меня ничего не получится” и даже не пытаются попробовать. Следующим шагом заботливого родителя должно быть обращение за помощью к школьному психологу. - Отвлечение
Младший школьник еще не способен контролировать свою деятельность, у него не развиты навыки саморегуляции. Далеко не все приучают детей к соблюдению режима и к тому, что уроки важнее мультфильма или компьютерной игры. Домашнее задание откладывается на потом, делается на скорую руку, при этом внимание постоянно что-то отвлекает: музыка, звонки друзей, фильм в соседней комнате. Ребенок рассеян, не может сосредоточиться, отлынивает. С проблемой легко справится очевидный способ: устранение отвлекающих факторов. Еще с дошкольного возраста важно показывать и объяснять ребенку, что следование режиму и качественное выполнение задач намного скорее приблизит его к желанной игре или прогулке с друзьями, но никак не наоборот. - Незрелость
То, что родители списывают на лень или отсутствие интереса, может быть индивидуальной особенностью ребенка, связанной с его психологической незрелостью. Когда ребенок приходит в первый класс, ведущей у него остается все еще игровая деятельность, он просто не способен пока учиться как положено. Младшему школьнику свойственно отсутствие чувства ответственности, невнимательность, у него могут быть не развиты память или мышление, он не умеет еще правильно выражать мысли и эмоции, может быть медлителен. Все эти и многие другие индивидуальные особенности каждого ребенка должны учитывать родители, адекватно их оценивать и принимать. Не стоит требовать от ребенка больше, чем он сам может. - Дисгармония в семье
Одним из важнейших факторов формирования ребенка является семейная обстановка. То, в каких условиях он растет, напрямую влияет на его развитие и интерес. Неблагополучие, регулярные конфликты, жестокое отношение и другие показатели семейной дисгармонии отражаются на всех сферах развития личности ребенка, ломают его психическое состояние. Поэтому самое важное в случае возникновения каких бы то ни было трудностей с ребенком — разобраться в проблемах семейных, по возможности найти баланс во взаимоотношениях всех ее членов. Ребенок, как губка, впитывает весь негатив, в котором находится. - Навязывание
Многие родители с рождением ребенка заводят мечту сделать из него олимпийского чемпиона или именитого врача, потому что сами когда-то так и не смогли воплотить эту мечту в реальность. Затем ребенку начинают навязывать свои желания, совершенно упуская из вида его собственные. Те дети, что посильнее, протестуют, настаивают на своем. Слабые и послушные быстро сдаются, теряя при этом интерес ко всему. Какой смысл чего-то хотеть, если все решают за тебя и от тебя ничего не зависит? При этом не каждый ребенок даже способен выразить словами свое недовольство. Поэтому прежде, чем выбрать цель и путь для наследника, обязательно побеседуйте с ним, постарайтесь его услышать. Лучше такую беседу периодически повторять, ведь дети растут, созревают, многое начинают видеть иначе. - Загруженность и усталость
В погоне за успешным будущим детей очень легко переступить грань, когда за бесконечными секциями и кружками у него совсем не остается времени на детство. В ответ на чрезмерное погружение в раннее развитие, ребенок будто “сдувается”: он находится в постоянном стрессе и не видит разницы между всеми этими занятиями, не получает от них никакого удовольствия и никакой пользы. Вместо развития познавательного интереса и мотивации у него формируется апатия и сильнейшее желание просто побыть ребенком. Пытаясь вырастить успешного и умного взрослого, дозируйте нагрузки, адекватно оценивайте возрастные особенности вашего ребенка. - Депрессия
Современные исследования показывают, что такая проблема затрагивает детей среднего и старшего школьного возраста все чаще. Признаком депрессии может быть общее пассивное состояние ребенка, который до этого был активен, общителен, любознателен. Еще один важный признак — постоянные негативные высказывания о себе, об окружающем мире, о безнадежности будущего. Такие дети становятся раздражительны, чувствительно и эмоционально реагируют на безобидные замечания. В их разговоре могут присутствовать фразы, связанные со смертью, пусть даже в шутливой форме. Если вы замечаете подобные перемены в своем ребенке, незамедлительно обратитесь за помощью к специалисту, отнеситесь к ситуации серьезно.
Воспитание детей — сложная и ответственная задача, в которой много подводных камней. Она требует активности, включенности, осознанности. И если ваш ребенок вдруг потерял интерес и ничего не хочет делать — не стоит пускать проблему на самотек. Чем раньше вы начнете принимать меры по ее решению, тем меньше негативных последствий она принесет.
Автор: педагог-психолог Найденова Наталья Викторовна