Развитие эмоционального интеллекта

167

04.09.2019

Среди огромного количества разнообразных чувств и эмоций и взрослому человеку несложно запутаться. Что же делать ребёнку? Формирование эмоционального интеллекта детей — важная задача всех родителей. Ведь устойчивый эмоциональный фон, умение чувствовать себя, быть в гармонии с собой, контролировать свои эмоции — все это играет важную роль в будущем успехе малыша. Прочный фундамент эмоционального развития человека закладывается с самого детства.

Развитие эмоционального интеллекта

Эмоциональный интеллект — умение “дружить” с собственными эмоциями и понимать чувства других людей. Улучшение эмоционального интеллекта ребёнка принесет в будущем пользу не только ему самому, но и вашим детско-родительским отношениям, ведь это благодатная почва для формирования крепкой и здоровой эмоциональной связи между ребёнком и его родителями.

Почему необходимо развивать эмоциональный интеллект ребёнка?

Эмоционально развитый человек может:

  • легко справляться с трудностями;
  • ясно и доступно излагать мысли и выражать эмоции;
  • оказывать влияние на окружающих;
  • управлять эмоциями в абсолютно любых жизненных ситуациях;
  • жить осознанно, чувствовать и понимать себя;
  • добиваться ожидаемого результата в любой сфере взаимоотношений;
  • находить правильную мотивацию для себя и других;
  • сохранять положительный настрой в непростые моменты жизни;
  • быть уверенным в себе.

Человек с низким уровнем эмоционального интеллекта рискует:

  • не найти подход к другим людям;
  • потерять связь с командой;
  • бездействовать, терпеть неудачи и постоянно себя в этом оправдывать;
  • не уметь принимать позицию и точку зрения другого человека;
  • быть не готовым нести ответственность, обвинять в ошибках других или обстоятельства;
  • остаться без друзей;
  • не справляться с жизненными трудностями, опускать руки;
  • страдать от нерешительности и неуверенности.

Эмоциональный интеллект включает в себя 5 аспектов:

  1. 1. Самосознание
  1. 2. Самообладание
  1. 3. Коммуникативные навыки
  1. 4. Эмпатию
  1. 5. Мотивацию

Каждую из этих составляющих можно развивать отдельно, собирая навыки, как пазл, в единое целое. Для этого существует огромное количество различных игр и упражнений.

Предлагаем вам и вашему ребёнку несколько занимательных и эффективных идей, которые помогут в развитии эмоционального интеллекта:

  1. 1. Игра в эмоции (развиваем самосознание).

Попросите ребёнка:

  • нахмуриться (как дождевая тучка, как сердитый человек, как злой волшебник);
  • улыбнуться (как котенок на солнышке, как солнышко, как хитрая лисица, как веселый человек);
  • разозлиться (будто отняли игрушку, будто ударили);
  • испугаться (будто потерялся, будто зайчик увидел волка, будто котенок встретил злую собаку);
  • устать (как папа после работы, будто тащил что-то тяжелое, будто бежал за автобусом);
  • отдохнуть (будто опустил тяжелую ношу, будто долго-долго помогал маме, как победивший в соревновании спортсмен).

Расспросите ребёнка, какая роль ему больше всего понравилась и почему, как он чувствует себя дома, в школе, в других знакомых ему ситуациях.

  1. 2. Игра "Думай и дыши красиво" (развиваем самообладание).

Когда ребёнок взволнован или встревожен, предложите ему закрыть глаза, глубоко вдохнуть и мысленно сказать:

  • "я — лев" (вдох-выдох);
  • "я — птичка" (вдох-выдох);
  • "я — дерево" (вдох-выдох);
  • "я — цветочек" (вдох-выдох);
  • "я красиво дышу, красиво думаю, я спокоен" (выдох).

Спросите ребёнка, насколько он успокоился, понравилось ли ему упражнение, как он себя чувствует.

  1. 3. Игра в комплименты (развиваем коммуникативные навыки).
    Предложите ребёнку по очереди говорить друг другу комплименты. Можно упоминать о настроении, внешнем виде, качествах личности, хороших поступках. Если детей несколько, предложите им говорить комплименты друг другу по очереди. Такое приятное упражнение наверняка понравится ребёнку и научит его говорить добрые слова собеседникам.

 

  1. 4. Упражнение с интонациями (развиваем эмпатию).
    Расскажите ребёнку об интонации. Предложите ему прочесть любимую сказку или историю с чувством, интонацией, акцентируя внимание на каждой эмоции героев (злость, страх, обида, грусть, радость и т.д.). Можно превратить чтение в спектакль с ролями, некоторые отрывки можно обсудить.

 

  1. 5. Упражнение "Кот и лодыри" (развиваем мотивацию к обучению).

Прочтите ребёнку стихотворение С.Я. Маршака "Кот и лодыри". Обсудите с ним прочитанное, спросите:

  • кто такие лодыри, как ещё можно назвать таких людей?
  • хорошо или плохо быть лодырем?
  • какое будущее ожидает лодыря, кем он вырастет?
  • пропускать уроки — это хорошо или плохо?
  • для чего человеку нужно учиться?
  • почему так важно ходить в школу?
  • что будет, если не учиться и не ходить в школу?

Также развитию эмоциональной сферы ребенка будут способствовать занятия на нашем сайте в разделе «Эмоции».

Формировать эмоциональный интеллект у детей можно в любом возрасте, но лучше всего начинать с самых ранних лет. Приучите себя и вашего ребёнка проговаривать свои эмоции, ведь сделать это порой бывает сложно не только малышам, но и взрослым. Будьте готовы к тому, что поначалу и у вас, и у ребёнка могут возникать трудности. И помните: очень многое ребёнок копирует от своих родителей, в том числе и модели реагирования на окружающих, модели поведения. Постарайтесь быть для своих детей хорошим примером, озвучивайте свои чувства, говорите о чувствах других. Ваш вклад в эмоциональность ребёнка принесет хорошие плоды в его будущем.

Желаем вам как можно больше положительных эмоций!

Онлайн-занятия на сайте «Разумейкин»:

  • развивают внимание, память, мышление, речь — а именно это является основой для успешного обучения в школе;

  • помогают изучить буквы и цифры, научиться читать, считать, решать примеры и задачи, познакомиться с основами окружающего мира;

  • обеспечивают качественную подготовку ребёнка к школе;

  • позволяют ученикам начальных классов освоить и закрепить наиболее важные и сложные темы школьной программы;

  • расширяют кругозор детей и в доступной форме знакомят их с основами различных наук (биологии, географии, физики, химии).