04.09.2019
Среди огромного количества разнообразных чувств и эмоций и взрослому человеку несложно запутаться. Что же делать ребёнку? Формирование эмоционального интеллекта детей — важная задача всех родителей. Ведь устойчивый эмоциональный фон, умение чувствовать себя, быть в гармонии с собой, контролировать свои эмоции — все это играет важную роль в будущем успехе малыша. Прочный фундамент эмоционального развития человека закладывается с самого детства.
Эмоциональный интеллект — умение “дружить” с собственными эмоциями и понимать чувства других людей. Улучшение эмоционального интеллекта ребёнка принесет в будущем пользу не только ему самому, но и вашим детско-родительским отношениям, ведь это благодатная почва для формирования крепкой и здоровой эмоциональной связи между ребёнком и его родителями.
Почему необходимо развивать эмоциональный интеллект ребёнка?
Эмоционально развитый человек может:
- легко справляться с трудностями;
- ясно и доступно излагать мысли и выражать эмоции;
- оказывать влияние на окружающих;
- управлять эмоциями в абсолютно любых жизненных ситуациях;
- жить осознанно, чувствовать и понимать себя;
- добиваться ожидаемого результата в любой сфере взаимоотношений;
- находить правильную мотивацию для себя и других;
- сохранять положительный настрой в непростые моменты жизни;
- быть уверенным в себе.
Человек с низким уровнем эмоционального интеллекта рискует:
- не найти подход к другим людям;
- потерять связь с командой;
- бездействовать, терпеть неудачи и постоянно себя в этом оправдывать;
- не уметь принимать позицию и точку зрения другого человека;
- быть не готовым нести ответственность, обвинять в ошибках других или обстоятельства;
- остаться без друзей;
- не справляться с жизненными трудностями, опускать руки;
- страдать от нерешительности и неуверенности.
Эмоциональный интеллект включает в себя 5 аспектов:
- 1. Самосознание
- 2. Самообладание
- 3. Коммуникативные навыки
- 4. Эмпатию
- 5. Мотивацию
Каждую из этих составляющих можно развивать отдельно, собирая навыки, как пазл, в единое целое. Для этого существует огромное количество различных игр и упражнений.
Предлагаем вам и вашему ребёнку несколько занимательных и эффективных идей, которые помогут в развитии эмоционального интеллекта:
- 1. Игра в эмоции (развиваем самосознание).
Попросите ребёнка:
- нахмуриться (как дождевая тучка, как сердитый человек, как злой волшебник);
- улыбнуться (как котенок на солнышке, как солнышко, как хитрая лисица, как веселый человек);
- разозлиться (будто отняли игрушку, будто ударили);
- испугаться (будто потерялся, будто зайчик увидел волка, будто котенок встретил злую собаку);
- устать (как папа после работы, будто тащил что-то тяжелое, будто бежал за автобусом);
- отдохнуть (будто опустил тяжелую ношу, будто долго-долго помогал маме, как победивший в соревновании спортсмен).
Расспросите ребёнка, какая роль ему больше всего понравилась и почему, как он чувствует себя дома, в школе, в других знакомых ему ситуациях.
- 2. Игра "Думай и дыши красиво" (развиваем самообладание).
Когда ребёнок взволнован или встревожен, предложите ему закрыть глаза, глубоко вдохнуть и мысленно сказать:
- "я — лев" (вдох-выдох);
- "я — птичка" (вдох-выдох);
- "я — дерево" (вдох-выдох);
- "я — цветочек" (вдох-выдох);
- "я красиво дышу, красиво думаю, я спокоен" (выдох).
Спросите ребёнка, насколько он успокоился, понравилось ли ему упражнение, как он себя чувствует.
- 3. Игра в комплименты (развиваем коммуникативные навыки).
Предложите ребёнку по очереди говорить друг другу комплименты. Можно упоминать о настроении, внешнем виде, качествах личности, хороших поступках. Если детей несколько, предложите им говорить комплименты друг другу по очереди. Такое приятное упражнение наверняка понравится ребёнку и научит его говорить добрые слова собеседникам.
- 4. Упражнение с интонациями (развиваем эмпатию).
Расскажите ребёнку об интонации. Предложите ему прочесть любимую сказку или историю с чувством, интонацией, акцентируя внимание на каждой эмоции героев (злость, страх, обида, грусть, радость и т.д.). Можно превратить чтение в спектакль с ролями, некоторые отрывки можно обсудить.
- 5. Упражнение "Кот и лодыри" (развиваем мотивацию к обучению).
Прочтите ребёнку стихотворение С.Я. Маршака "Кот и лодыри". Обсудите с ним прочитанное, спросите:
- кто такие лодыри, как ещё можно назвать таких людей?
- хорошо или плохо быть лодырем?
- какое будущее ожидает лодыря, кем он вырастет?
- пропускать уроки — это хорошо или плохо?
- для чего человеку нужно учиться?
- почему так важно ходить в школу?
- что будет, если не учиться и не ходить в школу?
Также развитию эмоциональной сферы ребенка будут способствовать занятия на нашем сайте в разделе «Эмоции».
Формировать эмоциональный интеллект у детей можно в любом возрасте, но лучше всего начинать с самых ранних лет. Приучите себя и вашего ребёнка проговаривать свои эмоции, ведь сделать это порой бывает сложно не только малышам, но и взрослым. Будьте готовы к тому, что поначалу и у вас, и у ребёнка могут возникать трудности. И помните: очень многое ребёнок копирует от своих родителей, в том числе и модели реагирования на окружающих, модели поведения. Постарайтесь быть для своих детей хорошим примером, озвучивайте свои чувства, говорите о чувствах других. Ваш вклад в эмоциональность ребёнка принесет хорошие плоды в его будущем.
Желаем вам как можно больше положительных эмоций!