Как бороться с «глупыми» ошибками

295

Бывают случаи, когда ребенок вроде бы все знает и понимает, но в письменных работах допускает досадные ошибки, например, путает местами цифры в числах (написано 21, а ребенок считает как будто это 12) или буквы в словах.

Причина этого часто кроется не просто в невнимательности, на которую обычно "списываются" подобные ошибки, а в особенностях работы мозга и восприятия ребенка.
О том, что нужно знать об этом родителям, и как уменьшить количество таких досадных ошибок — расскажем в этой статье.

Обычно родители знают, какая рука у ребенка является ведущей — если ребенка сознательно не переучивали, он ест, рисует, стучит молотком ведущей рукой. Но далеко не все родители знают, что наравне с рукой есть "ведущий" глаз, "ведущее" ухо и "ведущая" нога. Выявить доминирование обычно довольно просто. Предложите ребенку закрыть один глаз. Ведущий (предпочитаемый, доминирующий) глаз при этом останется открытым. Понаблюдайте, как ребенок пользуется телефоном: трубка прикладывается к ведущему уху. Доминирующую ногу можно определить, попросив ребенка постоять или попрыгать на одной ноге, пнуть мяч и т. п.

Двигательные и сенсорные предпочтения можно заметить уже в два года, а к четырем-пяти годам они окончательно формируются. Нередко формируется перекрестная доминанта — это когда, например, ведущей является правая рука и левый глаз и наоборот, левая нога и правое ухо и наоборот. Подчеркнем, что перекрестная доминанта — это вариант нормы. Однако у детей, имеющих перекрестную доминанту, есть определенные особенности, которые надо знать родителям.

Остановимся подробнее на доминировании глаза и руки, поскольку это напрямую влияет на процессы чтения и письма. Дело в том, что левый глаз сканирует пространство справа налево, а читаем и пишем мы на русском языке слева направо. Из-за подобного несовпадения ребенок с перекрестной доминантой может дольше "зеркалить" буквы и цифры, переставлять их местами.

Выяснив тип межполушарной асимметрии ребенка, вы, возможно, поймете, что его ошибки связаны не столько с невнимательностью или недостатком усердия, сколько с особенностями работы его мозга. У праворуких, но левоглазых детей могут наблюдаться определенные сложности в обучении в начальной школе, так как нервные волокна, соединяющие два полушария мозга, до 9-10 лет остаются не окончательно сформированными.

Самый простой и действенный способ избежать перестановки букв и цифр при восприятии — "следить" пальчиком.

Также помогут в формировании межполушарных связей упражнения мозговой гимнастики, которые надо делать регулярно:

  • «Ленивые восьмерки»: правую руку выставить вперед примерно на расстояние локтя с поднятым вверх большим пальцем, медленно рисовать в воздухе в горизонтальной плоскости лежащую восьмерку (знак бесконечности) по часовой стрелке, следить глазами за большим пальцем. Повторить 3 раза, затем поменять руку. После этого сцепить руки в замок, перекрестить большие пальцы, нарисовать еще 3 восьмерки;
  • «Перекрестные шаги»: стоя на месте, медленно соединять локоть правой руки с коленом левой ноги, затем локоть левой руки с коленом правой ноги. Повторить 8 раз. Затем соединять левую кисть с правой ступней и наоборот за спиной 8 раз;
  • «Мигание по контуру»: мигать, "обводя" взглядом контур какого-либо реального или воображаемого объекта перед собой.

Подобные упражнения полезны всем, так как они улучшают работу мозга, снимают стресс и усталость.

Выполнение заданий онлайн для развития внимания, памяти, логики также будет способствовать уменьшению количества ошибок, допускаемых ребенком, при чтении и письме. 

Автор: Психолог-консультант проекта "Разумейкин" Найденова Наталья

Онлайн-занятия на сайте «Разумейкин»:

  • развивают внимание, память, мышление, речь — а именно это является основой для успешного обучения в школе;

  • помогают изучить буквы и цифры, научиться читать, считать, решать примеры и задачи, познакомиться с основами окружающего мира;

  • обеспечивают качественную подготовку ребёнка к школе;

  • позволяют ученикам начальных классов освоить и закрепить наиболее важные и сложные темы школьной программы;

  • расширяют кругозор детей и в доступной форме знакомят их с основами различных наук (биологии, географии, физики, химии).