Логическое мышление дошкольников

401

Хорошо развитое логическое мышление обеспечивает ребенку высокую обучаемость. Кроме того, в современной системе образования многие проверочные задания направлены не на простое воспроизведение полученных знаний, а на их обобщение и систематизацию, а также практическое использование. Поэтому дети, у которых логические операции лучше сформированы, имеют преимущество по сравнению с остальными. Многие родители уделяют развитию логического мышления особое внимание уже в дошкольном детстве. И это правильно. Ведь старший дошкольный возраст — 5-7 лет — сензитивен (наиболее благоприятен) к формированию основных приемов логического мышления: сравнения, обобщения, анализа, синтеза, классификации и т. д.

Предлагаем вашему вниманию несколько упражнений на развитие логики у дошкольников.

Задание для развития логики

    1. «Продолжи ряд»: взрослый начинает выкладывать ряд из геометрических фигур или картинок, соблюдая определенную последовательность. Например, два желтых треугольника, один красный, снова два желтых... Ребенок должен понять правило, по которому строится ряд, и продолжить его. Если ребенок выложил ряд правильно, можно предложить ему отвернуться, нарушить последовательность в одном или нескольких местах, забрав фигуру или добавив лишнюю, а потом попросить ребенка исправить ошибки.
    2. «Логический поезд»: для игры нужны карточки с изображением предметов и животных, например, от лото. Ребенку и взрослому раздается одинаковое количество карточек. Первая карточка кладется произвольно. Следующую надо положить так, чтобы выбранная картинка имела что-то общее с первой. Эту связь надо пояснить («прицепить вагончик»). Во время игры необходимо стимулировать ребенка вопросами: «А что еще общего может быть между этими картинками?» Это делается для того, чтобы ребенок учился использовать разные основания для обобщения. Дети, как правило, ориентируются на цвет, форму, материал, величину, то есть на внешние качества предмета. Это самый низкий уровень обобщения. Задача взрослого — показать, что картинки можно сравнивать по ситуативному и категориальному (наиболее высокий уровень обобщения) основанию. К обобщению по ситуативному признаку относится, например, сравнение белки и лягушки на основе того, что они умеют прыгать. Обобщая по категориальному признаку, мы скажем, что пчела и кузнечик насекомые.
    3. «Заполни таблицу»: рисуем таблицу 3х3 и предлагаем ребенку набор из 9 картинок, в котором, например, 3 одинаковых цветочка, 3 одинаковых грибочка и 3 одинаковых мячика. Ребенок должен разложить предметы так, чтобы ни в строчках, ни в столбцах таблицы предметы не повторялись. Если ребенок быстро и с удовольствием рисует, можно предложить ему рисовать предметы в таблице. Когда ребенок научится легко справляться с данным заданием, предложите ему по такому же принципу заполнить таблицу 4х4. Это, естественно, будет сложнее. И не торопитесь подсказывать ребенку наиболее легкую стратегию, например, положить сначала одинаковые картинки по диагонали. Хорошо, если он сам ее выработает или научится справляться с заданием по-своему.
    4. «Логические концовки»: начните предложение, и попросите ребенка его закончить. Варианты могут быть самыми разными, например:
    - Если река глубже ручейка, то ручеек … (мельче реки).
    - Если Петя старше Саши, то Саша… (младше Пети).
    - Если мама пришла с работы раньше папы, то папа пришел… (позже мамы).
    - Если тополь выше березы, то береза… (ниже тополя).
    А затем предложите ребенку придумать такую же задачку для вас.
    5. «Аналогии»: вы говорите три слова, например: «Кошка — котенок, а свинья - ...». Задача ребенка — подобрать слово, которое связано с третьим так же, как первое со вторым.
    - Градусник — температура, а часы - … (время).
    - Собака — конура, а человек - … (дом).
    - Холодный — горячий, а кислый - … (сладкий).
    - Хоккей — шайба, а бадминтон - … (воланчик).
    - Корова — 4, а курица - … (2 ноги).

Показателем развитого логического мышления будет, если ребенок сможет сам составлять подобные задачи.

Последние два упражнения хороши еще и тем, что не требуют никаких материалов, т.е. их можно проводить по дороге в садик, на прогулке, а также с несколькими детьми одновременно, устраивая небольшие соревнования.

Исследования психологов подтверждают, что специальная работа по развитию мышления является высокоэффективной. Но помните, что для развития дошкольника очень важен интерес, непринужденная атмосфера. Превратите эти задания в увлекательную игру, и вы обязательно увидите результат.

А также задания на логику для дошкольников ваш ребенок может выполнить на нашем сайте в разделе Логика

Желаем удачи!

Автор: Психолог-консультант проекта "Разумейкин" Найденова Наталья 

Онлайн-занятия на сайте «Разумейкин»:

  • развивают внимание, память, мышление, речь — а именно это является основой для успешного обучения в школе;

  • помогают изучить буквы и цифры, научиться читать, считать, решать примеры и задачи, познакомиться с основами окружающего мира;

  • обеспечивают качественную подготовку ребёнка к школе;

  • позволяют ученикам начальных классов освоить и закрепить наиболее важные и сложные темы школьной программы;

  • расширяют кругозор детей и в доступной форме знакомят их с основами различных наук (биологии, географии, физики, химии).