Формирование грамотности младших школьников

130

Грамотность – одно из важнейших качеств, которое должно развиваться у детей с самого раннего возраста. Чтение, письмо и грамматика – базовые компоненты языкового образования, изучаемые на начальных этапах школьной жизни. Все эти направления неразрывно связаны между собой и требуют времени и терпения для совершенствования.

Приёмы развития грамотности

•    Проговаривание
Любое списывание необходимо выполнять с проговариванием того, что ребенок пишет. В начале обучения это должен быть громкий шёпот, к 4 классу — проговаривание про себя. Такой подход помогает вырабатывать самоконтроль и внимание при написании, а также заметно снижает такие виды ошибок, как пропуски и замена букв и слов.

•    Выделение орфограмм при письме
Большинство упражнений требуют выделения (подчеркивания) орфограмм, особенно это важно при изучении нового правила. Подчеркивание помогает выработать орфографическую и зрительную зоркость и запомнить суть самого правила.

•    Использование стихотворений и рифмующихся фраз
Чтобы ребенок мог запомнить правило быстрее, можно применять фразы с рифмами или короткие стихи, по типу: 
«Жи-ши с буквой и пиши», 
«Если буква гласная вызвала сомнение —
Ты ее немедленно ставь под ударение!».

•    Сборник правил
Отличным помощником в изучении русского языка может стать тетрадь, в которую ребенок самостоятельно записывает или вклеивает правила правописания. Очень хорошо, если при этом записан алгоритм действия. 
Например, как найти и определить орфограмму: 
•    Выявить, где произношение расходится с написанием. 
•    Определить, где находится этот звук: корень, приставка, суффикс или окончание.
•    Подобрать правило. 

•    Словарик сложных слов
Заведите с ребенком словарик, куда он будет записывать новые слова и те, что ему непонятны. Обучайте ребенка использовать эти слова в предложениях и в повседневной речи.

•    Ежедневное чтение
Известный факт, что чем больше ребенок читает, тем выше его грамотность. Чтение напрямую связано с развитием словарного запаса и правописанием. Поэтому необходимо уделять этому не менее 30 минут в день.

•    Выполнение работы над ошибками
Очень важный этап обучения — выполнение работы над ошибками. Это дает возможность проработать те моменты, которые вызывают у ребенка наибольшие затруднения. Главное, выполнять такую работу правильно: с подбором проверочных слов и объяснением.

Упражнения на развитие грамотности для 2 класса

Во втором классе дети уже осваивают базовые правила русского языка и начинают активно писать. Для развития грамотности в этом возрасте можно использовать следующие упражнения:
1.    Угадай слово
Описание: 
На листе записаны слова, в которых пропущены все гласные буквы. Задача малыша восстановить слово и верно вписать недостающие буквы. Можно использовать словарные слова, или слова с изученными правилами правописания.
Пример: 
К_р_нд_ш_,               гн_зд_,              з_рн_.
(Карандаши,             гнездо,               зерно)

2.    Заглавные буквы в словах
Описание: 
Дайте ребенку несколько шуточных предложений, где нужно правильно указать заглавную или строчную букву, выбор нужно обязательно объяснить.
Например: 
По небу летел (Ш,ш)арик.
По полю бежал радостный (Ш,ш)арик.
(В первом предложении буква маленькая, так как это воздушный шар, а во втором большая — это кличка животного).

3.    Игра Тим и Том (твёрдый и мягкий звук)
Описание: 
Игра поможет научить малыша различать твёрдые и мягкие согласные звуки.  При письме это поможет ребенку не путать звуки и верно подбирать соответствующие буквы. 
Заранее нужно подготовить два рисунка клоунов Тима и Тома. Один из них весёлый и добрый, а другой строгий. Ребенку предлагаются слова, которые нужно раздать каждому клоуну: Тиму — с мягким звуком, Тому — с твёрдым.
Например: 
Том             Тим
Мал             Мел
Рад              Ряд
Палка          Прялки

4. Онлайн-задания на отработку основных орфограмм помогут ребенку в игровой форме закрепить правописание сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк-чн-чт и других сложных тем по грамматике. 

Тренировка грамотности для учеников 3 класса

Третий класс – время углубления знаний и совершенствования грамматических навыков. В этот период дети переходят к изучению более сложных правил, основанных на знании морфологии и состава слова.
1.    Кроссворды и шарады
Описание: такие игры помогают заинтересовать ребенка изучением русского языка, а также отработать сложные правила или повторить словарные слова: 
Например: 
Шарады:
Корень мой находится в “цене”.
В “очерке” приставка мне,
Суффикс мой в “тетрадке” все встречали, 
Все же — в дневнике я и в журнале. (Оценка)

Кроссворды синонимов или антонимов:
 


2.    Найди пару
Описание: ребенку дается два конверта, в одном из них лежат схемы слов, в другом сами слова.  Задача составить пары. Также можно отрабатывать звуковой состав слов, соединив первый или второй звук слова с самим словом.

Например: 
 


Или 
[В’] - ветка       [Л’] - лес
[В] - вода       [Л] - лось

3.   Упражнение «Запомни слова»
Описание:
Запоминать словарные слова намного проще, если придумать с ними цепочку действий или событий. Ребенку следует предложить слова, которые объединены одной тематикой. Он должен сочинить рассказ или цепочку последовательных событий, при этом очень важно ясно представлять все происходящие действия, это улучшит запоминание.
Например: 
Огород, морковь, овощи, дорога, горох, погода, помидор. (Все слова пишутся с буквой “о”)
Текст:  
Мы поехали на дачу и по дороге радовались хорошей погоде. Там сажали в огороде овощи: морковь, горох, помидоры.

Упражнения на грамотность для 4 класса

В четвертом классе дети достигают нового уровня грамотности, углубляют знания грамматики и практикуют создание собственных текстов. 
1.    Творческие упражнения
Описание: Дайте ребенку несколько предложений где есть лексические ошибки и попросите их исправить. Такие задания являются отличным инструментом для подготовки к написанию сочинений и изложений. 
Например: 
Маша посмотрела на небо: звёзды так и падали.  Наверное, это и был звездный час. (Звездный час — это момент успеха, в данном случае подходит слово «звездопад»). 
Ученики прослушали важное объявление учителя о предстоящем мероприятии. («Прослушали» — значит не услышали, лучше «послушали»).

2.    Найди слово
Описание: дайте ребенку любой текст, можно даже из журнала или газеты. Ребенок должен найти в нем слова, которые заранее определяются в инструкции взрослым.
Например:
Найди 5 существительных или прилагательных. 
Выпиши существительные в родительном падеже или глаголы 2 склонения.
Найди слова с приставками.

3.    Деформированный текст
Описание:
Такие задания носят комплексный характер. Они развивают внимание, мышление, речь ребенка, учат определять главную мысль текста, а переписывание позволяет улучшать правописание, орфографическую зоркость. К деформированному тексту можно отнести предложения, записанные в разном порядке или текст, в котором отсутствуют знаки препинания. 
Для усложнения задания, предложите ребенку придумать заголовок или придумать продолжение.

Формирование грамотности в начальной школе является важным этапом обучения. Научить детей использовать грамматически правильные конструкции, писать без ошибок и развивать словарный запас помогут специальные упражнения. Описанные упражнения являются отправной точкой и помогут заинтересовать ребенка изучением языка, а индивидуальный подход и постоянная практика станут основой для достижения успеха.
 

Онлайн-занятия на сайте «Разумейкин»:

  • развивают внимание, память, мышление, речь — а именно это является основой для успешного обучения в школе;

  • помогают изучить буквы и цифры, научиться читать, считать, решать примеры и задачи, познакомиться с основами окружающего мира;

  • обеспечивают качественную подготовку ребёнка к школе;

  • позволяют ученикам начальных классов освоить и закрепить наиболее важные и сложные темы школьной программы;

  • расширяют кругозор детей и в доступной форме знакомят их с основами различных наук (биологии, географии, физики, химии).

 

Читайте также