Процесс обучения грамматике является одним из ключевых аспектов развития у детей. Понимание структуры предложения, умение выделять и различать части речи и члены предложения имеет важное значение для формирования правильной грамматической подготовки учащихся.
Этапы знакомства с частями речи и членами предложения в школе:
С частями речи и членами предложения дети начинают знакомиться в начальной школе, а именно:
- Начальные понятия даются уже в первом классе, при этом части речи еще не называются, а только их характеристики: предмет, признак предмета, действие.
- Во 2 классе частям речи даются четкие названия и определения. Существуют разные программы обучения, но на сегодняшний день в школах определена одна основная, по которой дети сразу изучают существительное, прилагательное, глагол, местоимение, числительное, предлоги. Также идет знакомство с главными членами предложения, дается понятие второстепенных членов предложения, не называя их и не классифицируя.
- В 3 и 4 классе идет углубленное изучение частей речи, их основные морфологические свойства, добавляются понятия «союз» и «частица». Работа над членами предложения включает в себя отработку понятия «грамматическая основа», умение ее находить. Определения второстепенных членов сейчас не даются, хотя совсем недавно существовали более сложные школьные программы, где дети уже в третьем классе учились определять обстоятельство, определение и дополнение. Некоторые учителя вводят понятие «определение», учат детей находить и подчеркивать определения, тем самым готовя учеников к средней школе.
Таким образом, к концу четвертого класса дети должны хорошо владеть знаниями о частях речи, уметь их определять, выделять признаки. Неизученным из самостоятельных частей остается только наречие. При изучении членов предложения, дети не знакомятся с второстепенными, как отдельными единицами, а только дается понятие об их наличии в предложении.
Как помочь ребенку запомнить части речи
Существительное и глагол вызывают у детей наименьшее количество ошибок и сложностей при их определении. А вот прилагательное и остальные самостоятельные части речи всегда даются с трудом. Чтобы проще было запомнить все названия и соответствующие вопросы сделайте «волшебный рюкзачок»:
Игра Рюкзачок
Необходимо подготовить маленькие карточки с названиями частей речи, вопросами к ним и рисунок рюкзачка не меньше формата А4, где есть четыре больших кармана (конверта) и два кармана по бокам (или просто лист картона с наклеенными и подписанными конвертами). Важно, чтобы в эти карманы можно было что-то сложить, а сверху прикрепить названия. Кроме этого в основном отделении необходимо сделать потайной карманчик. Задача ребенка на каждый карман наклеить название самостоятельных частей речи. Соответственно самые большие — это «существительные», «глагол», «прилагательное», «местоимение», по бокам можно прикрепить «числительное» и «наречие». В кармашки нужно разложить соответствующие вопросы. А потайное отделение — для служебных частей речи: «предлог», «союз», «частица».
В кармашки можно складывать слова для тренировки распознавания частей речи, а также соответствующие вопросы.
При изучении членов предложения в начальной школе делается упор на умение определять грамматическую основу, а так же не путать ее со словосочетаниями.
В школе учат искать главные члены предложения, начиная с подлежащего. Но если ребенок затрудняется, можно начать со слова-действия. В начальных классах для разбора используются предложения, где встречаются и подлежащее, и сказуемое. А вот в старших есть односоставные предложения, где сказуемое может отсутствовать и этот метод не подойдет.
Пример, как рассуждать: «На реке плавают утки.»
• Какое слово обозначает действие? (плавают)
• Кто выполняет это действие? (утки)
• Вывод: значит «утки (что делают?) плавают» - это грамматическая основа.
Самая распространенная ошибка у младших школьников при изучении этих тем — путаница понятий. Например, у существительного и у подлежащего одни и те же вопросы.
Основное различие между членами предложения и частями речи состоит в их функциональности. Члены предложения выполняют определенные функции в структуре предложения, в то время как части речи являются категориями, которые характеризуют лексические и грамматические особенности слов.
Чтобы детям было проще понять различия, можно предложить несколько вариантов объяснения, которые помогут усвоить это в игровой форме.
Вариант 1: Представьте, что части речи — это актеры, которые играют в театре разные роли. Сегодня актер может играть главную роль, а уже в другой постановке он будет только второстепенным персонажем. Но при этом он остается самим собой.
Например, в предложениях «Стол стоит на террасе.» и «Мы видим стол.» слово «стол», имя существительное, играет разные роли, т.е. является разным членом предложения. В первом случае существительное «стол» является подлежащим, о нем идет речь в предложении и он выполняет действие — стоит. Во втором случае существительное «стол» является второстепенным членом предложения.
Вариант 2: представьте, что существительное это профессор, который постоянно спрашивает «кто?» и «что?», глагол — инженер, который всегда любит что-то делать, прилагательное — девочка, говорящая какая она красивая и умная, числительное — банкир, подсчитывающий деньги, а местоимение — персонаж с потерей памяти, который не помнит, кого как зовут, и говорит только «он», «она», «этот», «тот» и т. п. И вот все отправились в путешествие на поезде. Но как им рассесться? Здесь поможет «предложение». Ведь в предложении все слова связаны между собой как вагоны и каждый играет свою роль. Главные члены предложения должны ехать в паровозе, а все остальные в вагончиках.
Совет: на этапе рассадки пассажиров в паровоз лучше сделать рисунок паровоза, человечков и подобрать простое предложение, например: Солнце выглянуло из-за тучи.
«Солнце» и «выглянуло» — это главные члены предложения, выраженные существительным и глаголом. Соответствующих человечков нужно посадить в паровоз. Остальные слова — второстепенные члены, их рассаживают в пустые вагончики.
Этапы работы при изучении частей речи и членов предложения
Один из самых эффективных способов в изучении грамматического строя русского языка в начальных классах — это визуализация, а если она подкреплена еще и моторной памятью, то эффект возрастает. Лучше всего для этого сделать таблицы и памятки совместно с ребенком, тогда ему будет легче запомнить все понятия. При этом нужно определить этапы работы:
- В первый день сделать визуальную памятку для запоминания частей речи.
- Следующий этап — отработка умения использовать памятку. Очень важно, чтобы ребенок применял те подсказки, которые он сделал сам. Чем чаще ребенок обращается к помощи таких схем на первых этапах изучения, тем прочнее станут знания, и в дальнейшем памятка будет уже не нужна. Этот период может длиться от нескольких дней до нескольких недель.
- Далее нужно составить аналогичную памятку для членов предложения.
- После обязательна отработка по теме членов предложения. Не смешивайте понятия вместе, пока новые термины прочно не усвоятся ребенком.
- Следующий этап один из самых сложных — нужно показать, что части речи и члены предложения связаны между собой, то есть каждый член предложения является какой-то частью речи. При этом одна и та же часть речи может являться разными членами предложения. Эти понятия совершенно разные и их следует разделять. Для этого стоит применять различные игровые приемы по типу паровоза с главными членами предложения и рюкзачка с различными частями речи, можно использовать при разборе предложения цветные ручки и карандаши для визуализации, а также упражнения, помогающие анализировать языковую структуру. Например:
Игра словесное дерево
Возьмите пустой лист бумаги и нарисуйте ствол дерева. На стволе нужно записать подлежащее и сказуемое и чем они выражены. От ствола отходят ветви-стрелки с вопросами — это будут второстепенные члены предложения.
Пример рассуждения:
Осенний лист упал на дорогу.
• Грамматическая основа — «лист упал», записываем на стволе дерева. Она выражена существительным и глаголом.
• Задаем вопрос от подлежащего «лист» какой? «осенний». От ствола рядом со словом «лист» чертим стрелку, на ней записываем вопрос, а рядом «осенний». Подписываем — выражено прилагательным.
• Задаем вопрос от сказуемого: «упал» куда? «на дорогу». Аналогично чертим стрелку с вопросом, делаем соответствующие записи. Второстепенный член выражен существительным с предлогом.
Обучение детей различать части речи и члены предложения может быть интересным и познавательным процессом, особенно если использовать разнообразные методы и подходы. Эти навыки помогут детям лучше понимать грамматику и структуру языка, что в свою очередь улучшит их навыки в чтении, письме и общении.