Развитие младшего школьника: когда малыш вдруг становится взрослым

Развитие младшего школьника

С переходом из группы детского сада за школьную парту в жизни ребенка меняется практически все: социальный статус, распорядок дня, обязанности и привычный образ жизни. Все предыдущие годы он интенсивно развивался, формировался физиологически и психологически. Период, совпадающий с началом обучения в школе и окончанием 4 класса (6-7 — 9-11 лет), выделяют в этап под названием “младший школьный возраст”. В этом возрасте организм ребенка и его психика проходят совершенно уникальные перестройки.

Говорить о начале младшего школьного возраста у ребенка можно, если в его жизни начинает преобладать учебная деятельность, а игровая постепенно переходит на второй план. Конечно, ситуация не меняется кардинально за один день: дошкольник начинает изучать буквы и счет еще в детском саду, а первоклассникам все также нравится играть в куклы или машинки. Однако в школе у детей появляются новые обязанности и интересы, постепенно отодвигающие игры в прошлое.

Младший школьный возраст характеризуется замедлением физического развития и усилением активности в развитии интеллекта, психики. Рост школьника приостанавливается — вся энергия уходит на обучение, формирование личности, становление характера.

Наиболее заметно в этом возрасте меняются:

  • Внимание
    В дошкольном возрасте внимание ребенка характеризуется непроизвольностью. В период младшего школьного возраста происходит формирование и развитие произвольности внимания: ребенок приобретает способность сосредоточиться на важной задаче, управлять и направлять свое внимание по собственному желанию. Чтобы оптимизировать этот процесс, можно прибегать к различным приемам психогимнастики, тренировать наблюдательность, практиковаться в концентрации внимания.
  • Усидчивость
    Сложнее всего первокласснику дается перестройка на процесс обучения именно из-за природной активности и энергичности, присущей всем детям. Начинают развивать это качество в ребенке уже в старших группах детского сада, однако многие остаются непоседами во 2 и даже 3 классе. Чтобы сохранить усидчивость, ребенок должен сильно сосредоточиться и очень захотеть довести начатое до конца. Помочь ему в этом можно, научив разбивать цель на несколько маленьких шагов, поощряя его старания, а также устраняя возможные отвлекающие факторы.
  • Саморегуляция и самоконтроль
    В первые годы обучения в школе ребенок буквально учится управлять собой: своими поступками, настроением, словами. Для этого необходимо уметь давать оценку своим действиям и психологическому состоянию, делать выводы и осознанно выбирать способы изменения текущей ситуации. Развитие этих важных навыков во многом зависит от того, насколько родители готовы предоставить свободу действий своему ребенку. Развивайте у школьника инициативу и самостоятельность.
  • Эмоциональный интеллект
    В младшей школе эмоции ребенка проходят серьезную перестройку: в нем формируются высшие чувства, такие как чувство долга и прекрасного, сопереживание и сомнение, любознательность и гордость. Также в этом возрасте очень важно научить ребенка адекватно воспринимать собственные ошибки и неудачи. Умение видеть в провалах положительное, не опускать руки и извлекать уроки — своего рода полезная привычка, которую несложно выработать в дошкольном и младшем школьном возрасте. Лучший способ — показывать правильное отношение к неудачам на собственном примере и говорить с ребенком об этом.
  • Моральные ценности и установки
    К окончанию младших классов школьник совершенно иначе начинает воспринимать дружбу, взаимовыручку, несправедливость, предательство, а также более осмысленно относится к собственным поступкам и поступкам других людей. Огромное количество качественной художественной литературы, проверенной временем и поколениями школьников, поможет ребенку сформировать правильное мировоззрение — почаще читайте с детьми хорошие рассказы.
  • Ответственность
    Учеба в школе — это новые возможности, определенный уровень свободы, но в то же время и совершенно иная степень ответственности. Ребенок, начиная школьную деятельность, должен четко осознавать правила поведения, границы дозволенного и свои обязанности. С первого класса постепенно, но строго, вводите в обязанности школьника новые задачи и помогайте ему осознавать последствия их невыполнения, последствия своих поступков в целом. Ни в коем случае не делайте домашнее задание за ученика!
  • Самостоятельность
    Если в дошкольном возрасте самостоятельность была недостаточно сформирована, то первоклассник будет испытывать дополнительную нагрузку: ведь теперь во многом ему приходится заботиться о себе без помощи родителей. Научите ребенка готовить себе завтрак, собирать портфель вечером, проверять школьную форму, запоминать дорогу домой, экономить карманные деньги. Гиперопека — самый страшный враг самостоятельности, в воспитании все должно быть в меру.
  • Рефлексия
    Школьник начинает анализировать свое внутреннее состояние, продумывать план действий, давать отчет своим поступкам. Активно развивается самоанализ и самооценка. Чтобы ребенок привык использовать внутренний голос для рассуждений о своем состоянии и поведении, научите его сначала говорить об этом вслух. Задавайте вопросы: “Как прошел день?”, “Что интересного произошло сегодня?”, “Почему ты недоволен таким результатом?” — побуждайте ребенка к анализу и самоанализу.

Для младшего школьника позитивное общение со значимыми взрослыми имеет очень важное значение. Дети прислушиваются к тем взрослым, которых они считают авторитетными фигурами. Как правило, это родители и учителя. Поэтому родителям необходимо в этот период уделить особое внимание качеству общения со своими детьми, наладить контакт с ними, выстроить доверительные взаимоотношения. В противном случае функции семьи в воспитании незаметно перейдут к социуму, сверстникам. Достучаться до ребенка в такой ситуации будет практически невозможно, особенно в подростковом возрасте.

Постарайтесь своевременно поработать над взаимоотношениями со своими детьми. Для этого воспользуйтесь следующими рекомендациями:

  • Регулярно разговаривайте с ребенком по душам. Старайтесь делать это хотя бы раз в неделю.
  • Выбирайте для таких разговоров наиболее подходящее время, когда ни вы, ни ребенок, не ограничены во времени. Воспользуйтесь возможностью пообщаться, пока стоите в пробке или готовите ужин.
  • Важное правило: разговор по душам должен быть добровольным. Не заставляйте ребенка, если у него плохое настроение или он не готов. Просто дайте ему понять, что вы готовы вернуться к этому позже и всегда выслушаете.
  • Разговаривать по душам можно только наедине. Если у вас двое детей или больше, уделяйте для такого общения каждому время отдельно.
  • Далеко не всегда будет получаться наладить диалог сразу. Порой дети боятся что-то рассказывать или не считают нужным это делать. Постарайтесь быть терпеливыми и понимающими родителями, не вытаскивайте клещами каждое слово.
  • Для более эффективного общения задавайте ребенку больше открытых вопросов (тех, на которые нельзя ответить только “да” или “нет”). Не перебивайте, дослушайте до конца. Задавайте уточняющие вопросы, перефразируйте сказанное. Так ребенок почувствует, что вы действительно слушаете его и для вас важны его слова.
  • Всегда, в любой ситуации, сохраняйте самообладание и уважение по отношению к ребенку. Выстраивайте диалог так, как вы говорили бы с коллегой или соседом. Ваш ребенок — это прежде всего личность, хоть и маленькая.
  • В доверительных беседах нет места для критики. Конструктивная критика возможна в ситуациях, когда речь идет о проступке или неудаче ребенка. Старайтесь избегать таких тем в разговорах по душам: это время, когда вы хотите делиться друг с другом переживаниями, радостью или важными открытиями, а не поучать.
  • Старайтесь не замалчивать ссоры и обиды. Учите ребенка спокойно разбираться с проблемами, а не игнорировать их. Эмоции бывают положительными и отрицательными, важно научить детей дружить с каждой из них. Начните, например, фразой: “Знаешь, мне было неприятно, когда…” или, наоборот, “Я очень обрадовалась, когда…”. Говорите только о своих чувствах, делайте это спокойно и также спокойно слушайте ребенка.
Автор: Педагог-психолог Антонина Валевич
Онлайн занятия для детей:
Выбери возраст — и вперед, к новым знаниям и успехам!