Развитие творческого мышления ребёнка

Уже в наше время профессии, основанные на выполнении однотипных алгоритмов, постепенно исчезают. Механический и монотонный труд выполняют роботы, а от человека требуется умение нестандартно мыслить и находить ответы на сложные и творческие задачи. Такой навык можно развить у ребенка, только тренируя умение мыслить креативно.

Беда современной школы в том, что как раз развитию креативности она и не уделяет внимание. Учитель дает ребенку четкий алгоритм решения задачи, называет все исходные данные и условия. Ребенку остается только с помощью комбинации этих условий и алгоритма решить задачу. А потом еще дома отработать 4-5 однотипных задач для закрепления.

Почему такой способ обучения проигрышный?

В реальной жизни никто не дает конкретных условий и узкого круга «дано». Наоборот, чтобы решить, например, в какой университет поступить, человеку нужно учесть огромное количество вариантов условий и следствий из них. Никто не обещает, что выполнив расчеты, вы добьетесь 100% успеха или гарантии качества. Но вы будете искать наиболее удобный и оптимальный результат из тысячи возможных вариантов. Не зря замечают, что троечники часто успешнее отличников в реальной жизни. Просто в то время, когда отличник получал пятерку за выученный алгоритм, троечник зарабатывал эту пятерку или четверку, подстраиваясь и учитывая десятки условий: как списать, какое сегодня настроение у Марьи Ивановны, на какую парту сесть и т.д.

Основа обучения творческому мышлению – решение открытых задач.

Открытая задача отличается от закрытой тем, что в ней нет четкого дано, конкретных условий и пошаговой инструкции. Зато привлекают факты извне и ищут не 100% решение, а только наиболее удобное в конкретном случае.

Пример закрытой задачи: У Вани было 4 груши и 2 яблока, он поделился с Петей 1 грушей. Сколько у Вани осталось фруктов?

Пример открытой задачи: На улице гололедица, а у мамы подошва на обуви гладкая. Как сделать так, чтобы мамина обувь не скользила?

Как решать открытую задачу.

В решении открытой задачи мы стремимся к наиболее оптимальному ответу, который позволит совершить действие быстрее и с меньшими усилиями. Сначала разбираем условие задачи: что дано? Например: подошва, лед и т.д. Какими свойствами обладают эти предметы или условия? Например, подошва – гладкая, лед – скользкий… Надо найти способ, как сделать так, чтобы сапоги не скользили. Начинаем накидывать идеи – чем больше, тем лучше. Например, можно приклеить что-нибудь шершавое к подошве, намазать ее специальным веществом, потереть, купить новые сапоги и т.д. После этого отбираем правдоподобные и наиболее эффективные из них. Выбранные гипотезы проверяем с помощью эксперимента на практике и определяемся с выбором.

Развитие творческого мышления можно и нужно начинать на простых бытовых примерах. Варите суп, спросите ребенка: «Что будет, если суп не посолить? Забыть выключить плиту?» Создавайте устно или рисуйте цепочки «почему и как», сочиняйте сказки, придумывайте ассоциации, дорисовывайте и склеивайте коллажи, решайте задачи на смекалку. Главное – не критиковать и не отвергать, а проверять идеи, пусть даже самые фантастические и смешные.

Возможно вас также заинтересует статья «Развитие творческих способностей как способ интеллектуального развития детей».