Ребенок плохо себя ведет: разбираемся в причинах

1520

Кошмар каждого родителя — признать, что это твой ребенок доставляет хлопоты всем вокруг. Он не дает воспитательнице читать в детском саду, игнорирует учителя в школе и постоянно конфликтует во дворе — от песка на голову соседской девочке до драк с мальчишками. Родителям сложно не искать оправданий и реально посмотреть на вещи: ребенок растет хулиганом. 

Важно принять, что это не просто кризис 2-3-7 лет или особенность характера. Мы оказываем медвежью услугу ребенку, списывая все проблемы на «характер весь в отца/мать/прабабку». Как только родители видят своего ребенка-хулигана без прикрас, они понимают, где проблемы и начинают искать решение. 

Хулиган или любознательный шалун? 

Если чужие дети плохо себя ведут — они невоспитанны, а если свой — он хочет спать, кушать или перевозбужден — так на плохое поведение обычно смотрят родители. Мы хотим оправдать собственных детей, потому что если они плохо себя ведут, то мы не справились. За плохое поведение детей (и тут не важна его причина), на родителей будто ставится клеймо «плохо, не справились». Поэтому гораздо приятнее закрыть глаза. Иногда бывает наоборот — мы слишком широко их открываем и видим плохое поведение там, где его нет.

Как только ребенок становится на ноги — он везде залезет, изучит всю квартиру и без разницы, что вы ему запрещали. Любопытство — ведущая детская черта, и не стоит ее путать с невоспитанностью. К 5-6 годам у ребенка формируется любознательность, от этой потребности зависит успех дальнейшего обучения. Не всегда за шалостью стоит невоспитанность, задача родителя — понять мотив: почему/зачем ребенок покрасил кошку зеленкой, изрисовал стены или толкнул девочку в школе. 

Почему дети плохо себя ведут?

Если вы все хорошо взвесили и понимаете, что не любознательность стоит за поступками ребенка, то самое время разобраться, что идет не так и как это исправить. 

Связь с родителями появляется с момента рождения: если у тебя есть кто-то, кому ты нужен — ты в безопасности. Семейный психолог Людмила Петрановская в своей книге «Тайная опора» описывает важность привязанности между ребенком и родителем. Именно в ней, зачастую, и кроется суть плохого поведения маленького человека. Пока с привязанностью все нормально, ребенок в безопасности: он изучает мир, ведь он под защитой. Как только привязанность попадает под угрозу — малыш делает все возможное, чтобы проверить: крепка ли ваша связь. Такой «‎проверкой» может стать именно плохое поведение. Одно следует точно понять и закрепить: просто так ничего не бывает. 
Когда ребенок чувствует, что привязанность под угрозой, он словно накрывается куполом.  Как следствие: мы говорим, а он не слышит; делает как будто назло и т.д. В этот момент он, действительно, может вас не слышать. 

Как исправить плохое поведение?

Допустим, вы уже понимаете, в чем причина трудного поведения и исправляете это. Ребенок растет в принятии, любви, заботе и поддержке, но все равно что-то идет не так.

В книге «‎Если с ребенком трудно» Людмила Петрановская рассказывает о 7 шагах по исправлению поведения: 
Шаг 1: Определяем цель. Родителям часто что-то не нравится в поведении собственных детей. Возьмите блокнот и запишите, что конкретно, без абстрактных фраз «не хочет ничем заниматься», «мало читает», «ничего не ест».
Шаг 2: Изучаем исходные данные. Например, если ребенок врет, разбирайте по пунктам: как часто, по каким поводам и при каких обстоятельствах, как реагирует, если не верят, что делает дальше. Чем больше данных, тем легче понять причину. 
Шаг 3: Ищем «пружину». На этом этапе важно понять, почему ребенок поступает именно так. Возможно, понаблюдав за ребенком и выписав все ситуации, вы сами поймете причины поступков, но если нет — спросите у ребенка.  Часто даже маленькие дети способны ответить на вопрос «Зачем ты это сделал?». 
Шаг 4: Объясняем, что не так. Вам стоит помнить, что дети живут сейчас, а далекого будущего в их картине мира и не существует. Поэтому, говорить о «не выучишь уроки — станешь дворником» — бессмысленно, ведь это будет потом, а потом — не скоро… Используйте «Я-высказывания», говорите с ребенком о чувствах: что испытываете вы, что вас тревожит и как вы видите пути исправления. Например: «Мне очень грустно, когда вы с братиком деретесь. Я была бы рада, если бы вы играли вместе».
Шаг 5: Даем наступить последствиям. Покажите ребенку на его собственном опыте, как устроен мир. Сломал игрушку — теперь обойдешься без нее, забыл подготовиться к занятиям днем — делай это вечером, а не смотри любимые мультики и т.д.
Шаг 6: Помогаем добиваться своего по-другому. Каждый раз, говоря ребенку о том, что он делает не так, не забудьте подсказать — как лучше сделать. Замените плохую установку к действию на хорошую. При разговоре с ребенком отвлекитесь от собственных дел, подойдите к нему, присядьте и спокойно скажите, что собирались. 
Шаг 7: Закрепляем достижения. Заменить одну привычку на другую сложно не только ребенку, а даже взрослому. Поэтому вы можете себе представить, сколько сил уходит на это у малыша. Если в тебя не верят, не поддерживают или ты чувствуешь себя неуверенно (подорвана привязанность), то ты начинаешь действовать по старому, испробованному методу, а не пойдешь новым путем. Задача родителя — всегда уверенно и позитивно говорить о будущем, потому что дети нам верят. 

Книги, которые могут вам пригодиться: 
Л.Петрановская «Тайная опора: привязанность в жизни ребенка»‎.
Л. Петрановская «Если с ребенком трудно»‎.
Ю.Гиппенрейтер «Общаться с ребенком. Как?»‎.
Д.Готтман, Д.Деклер «Эмоциональный интеллект ребенка»‎.

Онлайн-занятия на сайте «Разумейкин»:

  • развивают внимание, память, мышление, речь — а именно это является основой для успешного обучения в школе;

  • помогают изучить буквы и цифры, научиться читать, считать, решать примеры и задачи, познакомиться с основами окружающего мира;

  • обеспечивают качественную подготовку ребёнка к школе;

  • позволяют ученикам начальных классов освоить и закрепить наиболее важные и сложные темы школьной программы;

  • расширяют кругозор детей и в доступной форме знакомят их с основами различных наук (биологии, географии, физики, химии).

 

Читайте также