Почему ребенок, который еще месяц назад даже не смотрел в сторону букв, вдруг начинает проявлять к ним такой активный интерес? Почему в какой-то момент он начинает много и хорошо говорить? Как получается, что все дети примерно к году начинают ходить? Все дело в сенситивных периодах развития ребенка.
Сенситивными называют периоды наибольшей восприимчивости ребенка к тому или иному воздействию. В это время он фиксирует все свое внимание на каких-то конкретных аспектах окружающей действительности, игнорируя при этом все остальные, несущественные для него в данный момент. Ученые (такие как Л.С. Выготский и М. Монтессори) долгие годы исследовали феномен сенситивности в детском развитии. В результате было выведено несколько закономерностей или характеристик сенситивных периодов. Их важно знать каждому заботливому родителю для того, чтобы использовать наиболее оптимально, эффективно.
Характеристики сенситивных периодов
- Развитие всех детей состоит из одних и тех же сенситивных периодов. Каждый ребенок в нормальной ситуации постепенно учится ходить, говорить, читать и т.д. Знать последовательность и возрастные особенности каждого такого периода важно, чтобы развитие ребенка не противоречило его природе и естественным потребностям.
- Когда возникает и как долго продолжается каждый сенситивный период у ребенка зависит от его индивидуальных особенностей. Есть определенные нормы, являющиеся среднестатистическими. Однако одни дети могут опережать эти нормы, другие — отставать. И то, и другое не будет являться отклонением.
- Важно не упустить сенситивный период и уделить актуальным навыкам максимальное внимание. В противном случае, вне сенситивного периода (причем как ДО наступления сенситивности, так и ПОСЛЕ окончания этого периода), развитие соответствующих сенситивному периоду навыков значительно ухудшается, замедляется, а порой упущенный момент вовсе невозможно наверстать.
- Сенситивный период — временное и порой очень краткосрочное явление. Появляясь и разворачиваясь в нужном возрасте, он исчезает затем навсегда.
- Если отслеживать сенситивные периоды и своевременно заботиться о благоприятной среде для развития актуального навыка, обучение ребенка происходит максимально легко и незаметно для него. Знания будто сами укладываются в его сознании. Ребенок в такой благоприятной ситуации может проделать очень интенсивную работу, однако она не вызовет усталость или скуку, а будет наполнять его интересом и энергией.
Сложные навыки формируются постепенно, поэтапно. Каждый этап характеризуется своим особенным сенситивным периодом.
Например, в процессе формирования речевых навыков ребенок проходит следующие сенситивные периоды:
- 0 - 1 год: повышенный интерес к говорящим, активное восприятие речи через маму.
- 1,5 - 3 года: активное восприятие речи, формирование словарного запаса, усвоение базовых языковых норм.
- 3 - 5 лет: активация осознанной речи, ребенок способен озвучивать свои мысли и чувства, происходит активное усвоение грамматических правил родного языка.
- 5 - 7 лет: период наиболее выраженного интереса к буквам и цифрам, формирование навыков чтения и письма.
- 8 - 9 лет: активное развитие языкового чутья, лингвистических способностей, повышенный интерес к культуре речи.
Кроме того, ребенок проходит следующие сенситивные периоды:
- 0 - 3 года — восприятие порядка: речь идет о нормах, правилах, границах, системе, на основе которых происходит дальнейшее развитие. Дети в этом возрасте активно усваивают понятия “можно-нельзя”, “хорошо-плохо”, “правильно-неправильно” и т.п. В этот период для ребенка наиболее важны режим, ритуалы, предсказуемость. Благополучное усвоение порядка дает ребенку ощущение стабильности и надежности.
- 0 - 5,5 лет — сенсорное развитие: естественная тренировка органов слуха, зрения, обоняния и вкуса. Ребенок активно исследует мир на ощупь и накапливает полученный опыт.
- 1,5 - 5,5 лет — активное взаимодействие с мелкими предметами, развитие мелкой моторики рук.
- 1 - 4 года — период наибольшей двигательной активности: стремление и возможность двигаться, действовать способствует усиленному развитию ребенка физиологически и психологически, а также насыщению мозга кислородом, снятию напряжения, выплеску энергии. Ребенок учится чувствовать свое тело, управлять им, действовать осознанно.
- 3 - 5 лет — активное формирование самостоятельности: ребенок в этом возрасте проявляет стремление делать выбор, действовать своими силами, испытывать свободу от окружающей ситуации. При благоприятной обстановке формируется активность и инициативность.
- 3 - 5 лет — организация эмоциональной сферы, дети учатся правильно выражать свои чувства.
- 2,5 - 6 лет — формирование социальных навыков: в этот период ребенок интересуется окружающими людьми, происходит активное усвоение базовых правил поведения в социуме и моделей общения.
- 2 - 6 лет — повышенный интерес к музыке.
- 6 - 8 лет — лучший возраст для обучения арифметике.
- 7 - 13 лет — повышенный интерес и освоение учебной деятельности, формирование учебных навыков и мотива достижения.
- 8 - 9 лет — развитие воображения, фантазии, повышенный интерес к искусству.
- 9 - 11 лет — развитие пространственного мышления.
- 10 - 11 лет — активное развитие познавательных способностей, потребность в разнообразных увлечениях и интересах.
- 13 - 17 лет — пубертатный период, формирование характера, собственного критического мышления, самооценки.
Для развития различных физических качеств ребенка также выделяют определенные сенситивные периоды.
Так, гибкость можно развить с 0 до 13 лет, равновесие — с 5 до 9, ловкость, прыгучесть и выносливость хорошо поддаются совершенствованию с 9 до 12, а сила — с 14 до 17 лет.
Наблюдая за ребенком, зная особенности его индивидуальности и основные этапы сенситивности, можно предугадать новые шаги в его развитии и способствовать максимально эффективному прохождению того или иного этапа. Для каждого сенситивного периода характерны свои особенности и методы помощи ребенку. Интерес к тому или иному навыку на протяжении всего сенситивного периода может быть выражен ярко или практически не заметен внешне. Формирование нового качества может происходить активно и быстро или плавно или длительно. В любом случае сенситивный период является уникальным для развития ребенка, крайне важно уметь заметить его и воспользоваться. Упущенные полгода сенситивности могут значительно усложнить формирование важных навыков и растянуть их на долгие годы.
Автор: педагог-психолог Валевич Антонина