Игра как средство для развития ребенка

190

Игра — неотъемлемая часть детской жизни. Она является одним из важных факторов полноценного развития ребенка. Интерес, воображение, получение знаний, развитие навыков и чувств – все это становится возможным благодаря играм и правильно организованной среде.

Игровой процесс — это активная деятельность, в которой дети учатся, экспериментируют, решают задачи и осваивают новые навыки. В игре ребенок полностью вовлечен в сам процесс и получает удовольствие от него. 

Виды игр, их содержание и сложность меняются с возрастом ребенка. Поэтому, чтобы игра приносила пользу, она должна соответствовать уровню развития ребенка и задачам, которые можно с её помощью решить.  

•    У младенцев игра является важным источником развития двигательных навыков и координации. Малыши учатся узнавать новые предметы, анализировать и понимать окружающую среду через игру. 
•    Для детей дошкольного возраста игра становится способом активного обучения, помогает общаться, решать проблемы, развивает когнитивные и эмоциональные навыки. Через игровую деятельность дети воссоздают многие жизненные ситуации, проигрывают семейные и дружеские взаимоотношения, что помогает им социализироваться, находить выход из затруднительных ситуаций, примерять и проживать разные роли.
•    Для школьников игра становится способом практиковать новые навыки и знания, которые они получают в образовательном процессе. 

Роль игры в развитии ребенка

  • Развитие социальных навыков

Игра — это коммуникация. Путем игровой деятельности ребенок осваивает различные социальные роли, взаимодействует с другими детьми: малыши учатся слушать друг друга, сотрудничать, делиться и решать конфликты. Игра помогает детям проявлять эмпатию, терпение и уважение к мнению других. Кроме этого ребенок пытается выражать свои мысли и идеи, что в будущем влияет на его способность адаптироваться и взаимодействовать в обществе.

  • Развитие когнитивных навыков

Игровой процесс является идеальной площадкой для развития когнитивных навыков ребенка. Во время игры дети используют свою фантазию, воображение, решают сложные задачи. Например, в ролевых играх малыши учатся решать проблемы путем применения различных стратегий и анализа ситуации, способности планировать и организовывать свои действия, что положительно сказывается на самоорганизации в целом.

  • Физическое развитие

Игра способствует физическому развитию ребенка. Во время активных занятий, таких как бег, прыжки или игры на открытом воздухе, дети тренируют свои мышцы, развивают координацию движений и гибкость, силу и ловкость, а также изучают свои возможности и границы своего тела. Физические игры помогают сохранять здоровье, энергию и повышают сопротивляемость к болезням.

  • Развитие эмоциональной сферы

Игра позволяет детям выражать свои эмоции и чувства, учиться контролировать их. Малыши могут воплотить свои фантазии в действительность, испытать радость, грусть, страх или гнев в безопасной среде. 

Игровая среда ребенка

Игровая среда — это пространство, в котором ребенок проводит большую часть своего времени, играя и изучая мир вокруг себя. Это место влияет на его развитие, способности и качество жизни. Правильно организованная игровая среда способствует качественному игровому процессу.

Как организовать: 

  • Расставьте игрушки так, чтобы ребенок мог легко найти то, что ему нужно, и в то же время не ощущал себя стесненным.
  • Выбирайте игрушки различных видов, которые развивают разные навыки у ребенка. Например, мягкие игрушки для укрепления эмоциональной связи, конструкторы для развития творчества и логики.
  • Используйте натуральные материалы для игр, такие как дерево, ткань, бумага. Они безопасны для здоровья ребенка и развивают его тактильные навыки.
  • Создайте яркую и уютную атмосферу в игровой зоне. Используйте разноцветные элементы декора и обеспечьте достаточное освещение.
  • Основные предметы, которые нужно разместить в игровой зоне: игрушки для сюжетной игры (куклы, машинки), для конструирования (деревянные кубики), для творчества (пластилин, карандаши, кисти и краски, бумага), для стимуляции исследовательской деятельности (мозаики, лото, наборы для опытов), стеллаж с книгами (для рассматривания, для слушания и самостоятельного чтения), а также учебный материал для освоения счета и письма.

При этом нужно учитывать, что игровая среда — это личное пространство ребенка. Оно должно быть отделено от всего остального. Это место, где малыш может полностью погрузиться в свою деятельность, чтобы при этом его никто не отвлекал.

Как улучшить игровой процесс — советы для родителей:

  1. Создавайте безопасную и стимулирующую среду: обеспечьте ребенка качественными игрушками, материалами и игровым пространством. Оставьте ему свободу выбора и возможность самостоятельно исследовать окружающий мир.
  2. Вовлекайтесь в игру: уделите время, чтобы поиграть с ребенком, принять участие в его увлечении. Очень важна взаимосвязь взрослого и ребенка во время совместных игр. Родители должны быть также полностью погружены в этот процесс и заинтересованы им.
  3. Предоставьте разнообразие игровых активностей: предлагайте различные игры, материалы, чтобы всесторонне развивать малыша. Меняйте виды деятельности: от спокойных к активным занятиям.
  4. Отдавайте предпочтение развивающим играм: выбирайте то, что стимулирует развитие навыков и знаний ребенка. Например, конструкторы, головоломки, игры с правилами или творческие игры.
  5. Позволяйте своему ребенку играть: не ограничивайте его во времени игры, пусть он самостоятельно решает, сколько времени ему нужно.
  6. Обсуждайте игровой опыт: общайтесь с ребенком о его играх, задавайте вопросы, поощряйте его рассказывать о своих идеях и впечатлениях.

 Совместные игры для ребенка и взрослого

  • “Зеркало”

Взрослый и ребенок стоят друг напротив друга. Вначале взрослый показывает любые движения, а ребенок повторяет, а потом наоборот. Например, дотянуться правой рукой до левого уха, а ребенок должен сделать зеркально: достать левой рукой до правого уха.

  • “Крокодил”

Взрослый изображает крокодила, вытягивает руки вперед и складывает в виде пасти рептилии. Затем просит ребенка положить в пасть “крокодилу” руку и повторить любую фразу, песню, отгадать загадку. Пока ребенок отвлекается “крокодил” закрывает пасть. Если малыш попался, то становится сам крокодилом.

  • “Кенгуру”

Взрослому и ребенку на поясе завязывают шарф — это условная сумка. Туда сажают любую игрушку. По команде участники должны, прыгая, преодолеть заранее обозначенный маршрут. Важно, чтобы игрушка не упала из “сумки”. Выигрывает тот, кто будет самым быстрым и заботливым кенгуру.

  • “Мир наоборот”

Дети меняются ролями после условного знака, а именно стихотворения: 

 Прыг-скок
 Ой, смотрите, кто живёт
 В мире всё наоборот?
 Дети стали управлять,
 Мам капризных утешать.
 Если надоест нам чудо,
 Скажем вместе:
 “Прыг отсюда”!

После слов “прыг-скок” дети становятся взрослыми и воспитывают родителей, а родители могут капризничать и не слушаться. Услышав снова “прыг-скок”, реальность опять возвращается.

  • “Весёлый мяч”

Взрослый и ребёнок перебрасывают друг другу мяч, при этом придумывая своему партнеру ласковое имя. В игре могут участвовать все члены семьи. Важно, что имена могут быть связанные не только с характером человека, но его увлечениями. Выигрывает тот, кто больше всего придумает ласковых слов.

Игра является неотъемлемой частью детского развития, и ее значение трудно переоценить. В игровом процессе ребенок приобретает навыки и знания, развивает свое творческое и логическое мышление, учится справляться с эмоциями и устанавливать социальные связи. Родители играют важную роль в улучшении игрового процесса, предоставляя своим детям подходящие условия, поддержку и стимуляцию. Пусть игра станет не только средством развлечения, но и ценным инструментом для развития каждого ребенка.

Онлайн-занятия на сайте «Разумейкин»:

  • развивают внимание, память, мышление, речь — а именно это является основой для успешного обучения в школе;

  • помогают изучить буквы и цифры, научиться читать, считать, решать примеры и задачи, познакомиться с основами окружающего мира;

  • обеспечивают качественную подготовку ребёнка к школе;

  • позволяют ученикам начальных классов освоить и закрепить наиболее важные и сложные темы школьной программы;

  • расширяют кругозор детей и в доступной форме знакомят их с основами различных наук (биологии, географии, физики, химии).

 

Читайте также