Для многих родителей остается важным вопрос, готов ли ребенок к школе, если ему еще нет полных 7 лет. Это вопрос, конечно, очень индивидуальный и ответ на него зависит от многих факторов.
Мы уже писали, что выделяют физическую (физиологическую), психологическую и интеллектуальную готовность ребенка к обучению в школе. В предыдущих статьях мы подробно разбирали физическое и психологическое (личностное) развитие ребенка, поступающего в первый класс. Сейчас остановимся более подробно на интеллектуальной готовности ребенка к школе.
Интеллектуальная готовность к школьному обучению предполагает определенный уровень развития высших психических процессов ребенка: внимания, памяти, восприятия, мышления, воображения и речи, а также наличие необходимого запаса знаний об окружающем.
К моменту поступления в школу ребенок должен знать свой адрес, название страны и населенного пункта, где он живет; знать имена и отчества своих близких, кем и где они работают; хорошо ориентироваться во временах года, их последовательности и основных признаках; знать дни недели, месяцы; различать основные виды деревьев, цветов, животных. Кроме того, ребенок должен уметь высказывать собственные суждения, делать выводы.
Необходимый уровень речевого развития предполагает, что у ребенка не нарушено звукопроизношение, он может выделить первый и последний звуки в словах, способен ясно выражать свои мысли, связно передать то, что видел или слышал, умеет выделить в рассказе главное, пересказать его содержание.
Восприятие к моменту поступления в школу должно быть достаточно дифференцированным, ребенку необходимо овладеть не только сенсорными эталонами цвета, формы, размера, но и способами обследования предметов. В противном случае первоклассник может писать буквы и цифры не в ту сторону, отсчитывать предметы и читать справа налево, с трудом ориентироваться в тетради и т.д.
Ребенок к 6-7 годам должен владеть основными логическими операциями (обобщение, классификация, анализ, сравнение и др.), смысловым запоминанием. Важный признак интеллектуальной готовности к школе - не просто разрозненные знания, представления о предметах, их свойствах, а умение увидеть связи, закономерности, желание ребенка понять, что, отчего и почему. Однако в основном мышление ребенка остается образным, опирающимся на реальные действия с предметами, их заместителями. Исследования, проведенные в последние годы, убеждают, что наглядно-действенная и наглядно-образная формы мышления таят в себе не менее мощные резервы, чем логическое мышление. Поэтому не следует при подготовке детей к школе развивать только словесно-логическое мышление.
Интеллектуальная готовность также предполагает формирование у ребенка начальных умений в области учебной деятельности, в частности, умение выделить учебную задачу и превратить ее в самостоятельную цель деятельности, умение воспринимать информацию и задавать по ней вопросы.
Обобщая, можно говорить, что интеллектуальная готовность к обучению в школе предполагает:
• дифференцированное восприятие (может копировать геометрические формы, буквы, сохраняя размерность; способен дорисовывать детали изображения по образцу или на основе образов восприятия (например, дорисовывает картинку, на которой изображено пальто без пуговиц); способен дорисовать симметричную половину какого-то предмета);
• развитое внимание (способен работать, не отвлекаясь, в течение 10 минут, переключать внимание с одного вида деятельности на другой);
• развитое наглядно-образное мышление (может собрать разрезную картинку из 6-8 неодинаковых по размеру и форме частей; может складывать модели по схеме, способен ориентироваться на плане комнаты);
• аналитическое мышление (способен перечислять различные свойства предметов, выделять из них существенные; умеет сравнивать предметы между собой; способен подбирать обобщающие понятия – мебель, молочные продукты, водный транспорт и т.д.; может выложить серию из 6 последовательных картинок и составить по ней рассказ и др.);
• развитое непосредственное запоминание (способен воспроизвести не менее 7 слов из 10-ти при трехкратном повторении; может воспроизвести стихотворение из 4-8 строк после трех повторений; способен узнать не менее 6-7 фигур из показанных 9-ти);
• логическое запоминание (способен запомнить 10 слов, нарисовав к ним картинки; может запоминать, группируя слова по смыслу);
• развитое воображение и творческое мышление (способен превратить геометрическую фигуру в какой-то предмет/картинку, дорисовав линии в соответствии со своим замыслом);
• интерес к знаниям, процессу их получения за счет дополнительных усилий;
• овладение разговорной речью и способность к пониманию и применению символов;
• развитие тонких движений руки и зрительно-моторных координаций.
Именно интеллектуальному развитию детей, в том числе и при подготовке к школе, посвящены задания и упражнения на сайте «Разумейкин».
Желаем, чтобы учёба стала для ваших детей по-настоящему увлекательным и интересным путешествием в мир знаний и открытий!
Подробнее о физической (физиологической) готовности ребенка к школе, а также о психологической готовности ребенка к школе читайте в наших статьях.