Как помочь ребенку быстро усвоить материал — приемы запоминания и мнемотехники

555

В современном мире дети сталкиваются с огромным объемом информации, которую им необходимо усвоить. Чтобы помочь ребенку быстро и эффективно запоминать материал, можно использовать различные техники, которые облегчают запоминание и воспроизведение информации.

Что такое мнемотехники и как они работают?

Мнемотехники — это различные приемы, помогающие быстрее запоминать сложные данные. Они основаны на ассоциациях, образном мышлении и помогают связать новую информацию с уже имеющимися знаниями и представлениями. Такая техника запоминания помогает развивать не только память, но и воображение, речь, ассоциативное мышление и концентрацию внимания. Это позволяет детям более эффективно усваивать сложный материал, делая процесс обучения интересным и креативным. 
При использовании мнемотехник для детей важно учитывать их возрастные и индивидуальные особенности. Ребятам младшего возраста лучше всего подходят яркие и образные мнемотехники, например, картинки, схемы и диаграммы. Дети старшего возраста могут применять более сложные варианты, такие как составление ассоциативных цепочек и использование мнемонических фраз.

Процесс запоминания с использованием мнемотехники подразумевает четыре основных этапа: 

  1. Кодирование информации.
  2. Соединение закодированного образа и информации для запоминания.
  3. Запоминание последовательности зашифрованного кода.
  4. Закрепление и воспроизведение.

Виды мнемотехник

  • Визуальные мнемотехники: использование картинок, схем, диаграмм и других визуальных образов.
  • Слуховые мнемотехники: применение рифм, песен, ассоциативных звуков и других слуховых образов.
  • Двигательные мнемотехники: использование жестов, движений и других физических действий для запоминания информации.
  • Мнемонические фразы: специальные фразы или предложения, которые помогают закрепить в памяти определенную последовательность данных.
  • Ассоциативные цепочки: создание ассоциаций между различными элементами информации для облегчения их запоминания.

Приемы запоминания

  • Метод loci: ребенок мысленно представляет себе знакомое место, например, свою комнату, школьный класс или путь, из школы домой.  Размещает в нем элементы информации, которые необходимо запомнить.
  • Акронимы: это слова, составленные из первых букв других слов. Например, чтобы запомнить цвета радуги, можно использовать известный акроним: "Каждый (красный) охотник (оранжевый) желает (жёлтый) знать (зелёный), где (голубой) сидит (синий) фазан (фиолетовый)".
  • Мнемонические стихи: это стихи, которые помогают запомнить определенную информацию с помощью рифмы и созвучных слов. Например, правописание дефиса с частицами "Кое, либо, то, нибудь - черточку не забудь".
  • Карты памяти: графические схемы, помогают визуализировать и запоминать информацию. Например, в центре листа в овале написана тема «Части речи». От этого овала отходят стрелки в разные стороны и под ними написаны названия всех частей речи, на стрелках можно подписать основные вопросы, на которые они отвечают, а цветом обозначить группы служебных и самостоятельных частей. Карты памяти могут быть использованы для запоминания самых разных вещей: от исторических событий до научных терминов.
  • Метод фигур-звуковых ассоциаций: данный метод основан на ассоциациях между звуками (буквами или словами) и образами. Например, для запоминания последовательности цифр можно представить каждую цифру как определенный предмет или действие. Таким образом, в процессе повторения можно вспоминать образы и легче восстановить последовательность.
  • Веселые картинки: для запоминания можно использовать ярких персонажей и образы. Например: в слове собака к букве «о» дорисовать мордочку пса. А к правилу «НЕ с глаголами» изобразить человечка, который убегает от «не».

Упражнения для развития памяти с помощью мнемотехники

Для развития памяти ребенка начинать занятие с использованием данной техники можно с самого раннего возраста как в группах, так и самостоятельно дома.  

Основными инструментами являются: 

  • Мнемоквадрат — это карточки с изображением одного рисунка, обозначающего определенную закодированную информацию: предмет или определенное действие. Пример: картинки на шкафчиках в детском саду, обозначают что этот шкафчик и вся одежда в нем принадлежат ребенку. Отлично, если эта же картинка будет наклеена на его кроватке, вешалке, так малыш быстрее запомнит свои вещи и их расположение. 
  • Мнемодорожка — это карточка, на которой изображены несколько квадратиков с картинками в определенной последовательности. К примеру, такие дорожки хорошо использовать для запоминания предложений или коротких стихов. Каждая картинка обозначает одно слово или короткую фразу. 
  • Мнемотаблица — таблица, разделенная на квадратики с картинками или символами, в которых заключена определенная информация. Такой способ запоминания позволяет воспроизводить по памяти большой объем информации, благодаря визуальному и слуховому восприятию. Например, можно зашифровывать последовательность событий в рассказе, чтобы запомнить его содержание и подготовить пересказ.

Начиная с года дети проявляют особую любознательность, они способны рассматривать и различать иллюстрации, поэтому с этого возраста можно заниматься по мнемокарточкам с изображением различных предметов. А начиная с 3 лет вводить карточки-дорожки, разучивая небольшие стихи, последовательность действий и событий. Ближе к школе стоит вводить мнемотаблицы, постепенно приучая детей самостоятельно их составлять для запоминания сложной информации. 

Советы:

  • Каждое занятие нужно начинать с простых заданий, постепенно их усложняя. Соблюдайте такую последовательность: «мнемоквадрат - мнемодорожка - мнемотаблица».
  • Планируйте объем информации. Общее число мнемоквадратов с учетом дорожек и таблиц не должно превышать 20. При этом таблиц не должно быть более 3 штук. 
  • Регулярность занятий и повторений тоже очень важна. Сложную информацию лучше заучивать днем, повторять непосредственно перед сном и затем утром, в таком случае информация запомнится прочнее.

Занятия с использованием мнемотехники

  • Мнемоквадраты

Изучение погоды
Подготовьте карточки с различными погодными явлениями: солнце, дождь, облака, снег и т. п. Сделайте доску, куда эти карточки можно прикреплять. Каждый день обращайте внимание на погоду за окном и выбирайте с ребенком нужную карточку. Можно добавить также времена года, время суток и т. п.

  • Мнемодорожки

Разучивание загадок
Ребенку предлагается дорожка из картинок. Каждая из них обозначает часть загадки и служит подсказкой. Малыш должен проанализировать все картинки и сам текст и найти подходящую карточку с отгадкой.

Как мыть руки
Предложите малышу набор карточек. Он должен определить последовательность действий и правильно их разложить. Затем эта схема может быть использована в ванной, чтобы напомнить правила действий, если малыш забыл.

  • Мнемотаблицы

Запоминаем стихи
Когда ребенок учит стихотворение, он может подобрать или нарисовать подходящие картинки к каждой строчке. Затем текст убирается, и малыш должен его воспроизвести по изображениям. Затем убираются и они, нужно рассказать стихотворение по памяти, воспроизводя эти картинки в голове как ориентир. Например:

Готовим пересказ
Ребенок читает небольшую сказку сам (или взрослые). Затем дается пустая мнемотаблица, куда малыш должен нарисовать картинки, которые помогут ему запомнить последовательность событий.  Можно потренироваться на простых сказках, типа «Маша и медведь», а затем переходить к более сложным произведениям.

События дня
Предложите ребенку вечером заполнить пустую таблицу о том, какие события были сегодня. Важно начать зарисовывать картинки последовательно с самого утра. Изображения должны быть простыми и схематичными. Так можно собрать целую неделю, а после вспомнить самые интересные моменты.

Мнемотехники представляют собой мощный инструмент для помощи детям в быстром и эффективном запоминании учебного материала. Они развивают память и креативное мышление детей, помогая им усваивать сложные темы с легкостью. Важно помнить, что использование мнемотехник требует регулярной практики и тренировки для достижения желаемого результата.
 

Онлайн-занятия на сайте «Разумейкин»:

  • развивают внимание, память, мышление, речь — а именно это является основой для успешного обучения в школе;

  • помогают изучить буквы и цифры, научиться читать, считать, решать примеры и задачи, познакомиться с основами окружающего мира;

  • обеспечивают качественную подготовку ребёнка к школе;

  • позволяют ученикам начальных классов освоить и закрепить наиболее важные и сложные темы школьной программы;

  • расширяют кругозор детей и в доступной форме знакомят их с основами различных наук (биологии, географии, физики, химии).

 

Выбери возраст — и вперед, к новым знаниям и успехам!

Читайте также