Память младшего школьника развивается по пути все большей произвольности и осмысленности. Во-первых, ученик начинает осознавать, а потом и дифференцировать мнемические задачи: что-то нужно запомнить буквально (например, написание иностранных слов), что-то пересказать своими словами и т.п. Во-вторых, в младшем школьном возрасте ребенок овладевает приемами запоминания. Первоначально школьники пользуются самыми простыми способами — длительным рассматриванием материала, многократным повторением материала при расчленении его на части, как правило, не совпадающие со смысловыми единицами. Самоконтроль за результатами запоминания осуществляется на уровне узнавания: первоклассник, например, смотрит в текст и полагает, что заучил его, поскольку испытывает чувство знакомости. У учащихся 3 и 4 классов имеются существенные и качественные сдвиги в развитии самоконтроля. Первой отличительной особенностью самоконтроля учащихся 3—4 классов является то, что они опираются преимущественно на воспроизведение, а не на узнавание (проговаривают вслух или записывают то, что запоминали). Вторая особенность самоконтроля заключается в том, что он у детей этого возраста изменяется и дифференцируется в зависимости от задачи запоминания. В одних случаях школьники прибегают к сплошной проверке и полностью воспроизводят материал (например, при заучивании правил); в других — к выборочной: проверяют, как они запомнили основные мысли, наиболее трудные места и некоторые детали. Все это говорит о том, что самопроверка при запоминании учеников к окончанию начальной школы приобретает все более активный и осознанный характер.
Младшие школьники лучше запоминают наглядный материал и значительно хуже — словесный. В словесном материале они лучше запоминают названия предметов и труднее — абстрактные понятия. Легче всего ребенку запомнить то, что включено в его активную деятельность, то, с чем он непосредственно действовал, а также то, с чем непосредственно связаны его интересы и потребности. Поэтому ходите с ребенком в экспериментариумы, посещайте интерактивные программы в музеях. В целом и произвольная, и непроизвольная память на протяжении обучения в начальной школе претерпевают существенные качественные изменения, и к третьему-четвертому классу память в целом становится более продуктивной.
Чем раньше начать развивать память ребенка 9-10 лет, тем лучше. Известно, что формирование центральной нервной системы замедляется к 10-12 годам, а далее развитие происходит, но не так активно, как в более раннем возрасте. Во-первых, развивайте у детей логическую память. Логическая память предполагает предварительную работу мышления: учебный материал, который подлежит логическому запоминанию, подвергается анализу, расчленяется на составляющие его части, среди которых выделяются наиболее важные и существенные; выясняется, в какой связи эти части находятся друг с другом, и таким образом познается сама суть подлежащего запоминанию материала. Вдобавок к логической памяти подключайте образную. На листе бумаги воспроизведите запоминаемую информацию в виде рисунков, графиков, схем, таблиц. И наконец, есть еще так называемые «мнемотехнические» приемы, облегчающие запоминание. Вот некоторые из способов запоминания:
- перевод информации в образную форму. Например, если нужно запомнить бессмысленный набор слов, можно представить его в виде мультика, рассказа или картины-иллюстрации;
- ритмизация – информация рифмуется в стих или придумывается и заучивается так называемая «запоминалка». Все помнят еще с детства, как выучить цвета радуги ("Каждый охотник желает знать, где сидит фазан") и употребление глаголов «одевать» и «надевать»: "Одеваем Надежду, надеваем одежду". Можно с детьми выдумывать свои запоминалки, и процесс запоминания пойдет легче;
- "метод Цицерона": вы воображаете, что идете по своей комнате и расставляете запоминаемые образы по определенным местам. Позже, вспоминая давно известные предметы в своей комнате, вы с легкостью воспроизведете все образы, которые надо было запомнить;
- метод ассоциаций (связей). Например, английское слово look (смотреть) можно запомнить, ассоциируя его с похожим по звучанию русским словом «лук». А нарезая «лук», мы не можем «смотреть» на него, так как слезятся глаза.
Этим и другим эффективным приемам запоминания ребенок сможет обучиться на нашем сайте.
Тренируйте и свою, и память вашего ребенка всюду, где это возможно. Например, старайтесь различать людей по голосу и по шагам, по пути из школы постарайтесь запомнить как можно больше встреченных прохожих, марок машин и т.п., учите наизусть стихи. Самый эффективный и приятный прием при этом — придумать к стихотворению собственный мотив и напевать его, как песню.
Кто-то обладает моторной памятью, как Наполеон (который трижды записывал каждое новое имя, выбрасывал записку и запоминал это имя навсегда). Кто-то, в силу своей развитой аудиальной памяти, предпочитает произносить информацию вслух. Основой памяти для людей, настроенных на визуальное восприятие (а таких большинство), служит, например, целенаправленное выделение ключевых слов в запоминаемом тексте (подчеркивание, раскрашивание, создание схем и рисунков). Выясните, какой вид памяти преобладает у вашего и ребенка, и научите его учитывать это при запоминании чего-либо.
Память укрепляют продукты, богатые магнием, кальцием и глютаминовой кислотой: натуральный кефир, курага, свекла, финики, орехи, фасоль, зелень, проростки пшеницы.
Учеными доказано, что наибольшая продуктивность запоминания с 8 до 10 утра и с 8 до 11 вечера, так как в эти часы приток крови к мозгу наиболее интенсивен. Поэтому повторение перед сном является достаточно эффективным.